В список номинантов на премию «Просветитель 2017» входит и книга о психических проблемах современных горожан. В ней подробно рассказывается о биполярном, антисоциальном, тревожном и пограничных расстройствах, СДВГ, синдроме Аспергера и шизофрении. Как полагают авторы, она поможет не сойти с ума, обнаружив психическое расстройство у себя или близких. Публикуем отрывок из произведения: Путеводитель по психическим расстройствам.
Человек дождя: что такое синдром Аспергера
В средневековой Британии родители должны были тщательно присматривать за ребенком, особенно хорошеньким, — его в любой момент могли похитить феи. Ведь, как известно, волшебные существа любят человеческих детей и с удовольствием воспитывают их в своем царстве. А на их место подкладывают собственных отпрысков, заколдовав подменышей так, чтобы они были внешне очень похожи на пропавших. Но отличить эльфийского ребенка можно было по ряду признаков — в их число входили необщительность малыша и его неравномерное развитие.
С укреплением позиций христианства вера в фей постепенно перетекла в веру в сатанинские проделки. По мере развития науки стало ясно, что странности в поведении вызваны не феями и демонами, а дисбалансом в психических и неврологических процессах. Термин «аутизм» в 1910 году придумал швейцарский психиатр Юджин Блейлер. А в 1944 году австрийский психиатр и психотерапевт Ганс Аспергер описал четверых детей с ограниченной эмпатией, физической неловкостью и слабыми способностями к невербальной коммуникации. Интересно, что Аспергер не присваивал синдрому свое имя — это сделала его последовательница, американский психиатр Лорна Уинг. Доктор называл своих подопечных «маленькими профессорами» и предрекал, что их необычные способности найдут применение в будущем. В 1952 году в клинику Аспергера поступила шестилетняя девочка по имени Эльфрида. Полвека спустя она станет лауреатом Нобелевской премии по литературе. И хотя сама Эльфрида Елинек позже осторожно говорила о своем состоянии: «У меня не было Аспергера, но я была довольно близка к этому», — она остается одним из самых популярных примеров того, сколь одаренными могут быть люди с высокофункциональным аутизмом.
Людям с синдромом Аспергера свойственны узконаправленные интересы, проблемы с коммуникацией и другие особенности восприятия и поведения, но их речевые и когнитивные способности развиты настолько, что позволяют им более или менее адаптироваться в обществе, а в каких-то случаях и преуспеть.
Дети с синдромом Аспергера (у таких больных есть уменьшительное прозвище — аспи) обычно начинают ходить позже обычных, но произносят первые слова в возрасте типичном для здоровых ребят, поэтому поначалу расстройство трудно диагностировать. Этих детей можно отличить по маловыразительной мимике и интонациям. Аспи часто выстраивают распорядок дня по определенному шаблону, и любое изменение привычных событий — такое как внезапный приход гостей или отмена урока в школе, — вызывает у них сильный стресс.
О своих увлечениях люди с синдромом Аспергера могут говорить часами, не заботясь о том, интересно это собеседнику или нет. При этом они, как правило, не увлекаются художественными книгами и фильмами из-за их «нелогичности».
Аутичные люди стараются не смотреть в глаза собеседнику — иногда просто не считают это необходимым, а иногда это оказывает на них настолько сильное воздействие, что им становится сложно концентрироваться на разговоре. Многие аутисты из-за сверхчувствительности очень разборчивы в одежде, потому что грубый шов или этикетка может причинять им настоящую боль.
У аспи также ослаблено ощущение собственного тела — им сложнее координировать свои движения. Также аспи часто не любят, когда к ним прикасаются даже близкие, потому что для них это «слишком много».
Тревожные расстройства — сопутствующая проблема аутизма. Почти 50% аутичных людей так или иначе имеют проблемы с тревожностью. Однако, аутисты часто не осознают опасности в ее привычном понимании — скажем, для них может быть неочевидно, что, выбегая на проезжую часть, можно попасть в больницу.
Иногда аутисты начинают наносить себе повреждения — например, царапать руки. В редких случаях они могут проявлять агрессию — но не из-за плохих намерений, а в качестве самозащиты, будучи гиперчувствительны к тем вещам, на которые обычные люди не обращают внимания. Исследования подтверждают, что аутисты склонны к насилию не больше, чем люди в среднем, поэтому не стоит их бояться. Более того, ввиду трудностей в неформальной социализации аспи склонны больше, чем обычные люди, ориентироваться на формальные, прописанные правила, законы.
Самая яркая черта и самая серьезная проблема людей с синдромом Аспергера — сложности с коммуникацией. Им сложно уловить то, что находится «между строк», поэтому они либо воспринимают все буквально, либо начинают теряться в гипотезах о том, что может означать то или иное слово либо жест. Аспи могут впадать в ступор, когда с ними здороваются, потому что им сложно выбрать один из нескольких вариантов приветствия. Одни из них асоциальны и не интересуются окружающими, другие хотели бы общаться с людьми, но плохо понимают неписаные правила коммуникации, и их утомляют попытки в этом разобраться.
Большинство людей трактуют существующие в обыденной жизни негласные правила интуитивно — они понимают, как одеваться, как держать себя, как говорить, какие позы принимать. А у людей с аспергером своего рода социальный дальтонизм — они могут говорить слишком громко, подходить к собеседнику слишком близко, не понимать юмора, буквально воспринимать вопросы или проявлять честность там, где ожидается деликатность и ложь во спасение. Поэтому их поведение в обществе часто кажется наивным, а иногда и грубым.
Многие люди с синдромом Аспергера учатся имитировать «нормальное» социальное взаимодействие. Они могут наблюдать и запоминать манеры и интонации наиболее успешных людей из своего окружения, работать над ошибками и продумывать алгоритмы социально приемлемого поведения для разных ситуаций. Есть мнение, что у половины космонавтов NASA имеется расстройство аутистического спектра, и предполагает, что синдром Аспергера был и у Стива Джобса. На сегодняшний момент лекарства от аутизма не существует. Это пожизненное расстройство: можно только сгладить некоторые симптомы.
Смотрите также:
- Дмитрий Быков: даже в блокаду выживали те, кто мог занять свой мозг чтением →
- Александр Адабашьян: ощущение, что мир сошёл с ума. И это только начало →
- Почему мы «так» любим Родину? →