Перевоплощения Золушки: выдуманные и реальные прототипы героини Шарля Перро

Иллюстрация Оливера Герфорда к изданию сказок Шарля Перро. Изображение с сайта wikipedia.org

Кто не знает сказку про Золушку Шарля Перро? С хрустальной туфелькой, феей, каретой из тыквы…

   
   
Шарль Перро. Изображение с сайта wikipedia.org

Не сказка, а гламурная история. Но она не всегда была такой. Часто говорят, что первую версию Золушки записали в 850-860 гг. в Китае. Помогала ей не фея, а большая золотая рыба, которую мачеха съела, а косточки зарыла под навозной кучей. Девочка их откопала, спрятала и молилась им, прося обо всём понемногу. Для праздника косточки дали ей шикарный наряд и туфли. Король сделал её главной женой.

Но самую первую Золушку записал чуть ли не за тысячу лет до этого греческий писатель Страбон в своей «Географии». Та Золушка была рабыней-гречанкой, проданной в Египет для мужских утех. Когда она купалась, орёл унёс её сандалию и сбросил прямо на колени царю в Мемфисе. Обувка показалась ему столь совершенной, что он женился на её обладательнице.

Здесь много от «Золушки» Перро: обувь, орёл в роли феи и, самое главное, хеппи-энд. Но почему вместо скромной девушки - проститутка? Союз властителей с гетерами тогда не был редкостью. Более того, египетская куртизанка ближе нам по духу, чем девушка из сказки Перро. Образ современной Золушки воспринимается нами скорее аналогичным образу героини Джулии Робертс из знаменитого фильма «Красотка». Ей нужно лишь оказаться в нужном месте и в нужный час - там, где бывают Ричарды Гиры, и ещё быть секси. И ничего больше - ни трудолюбия, ни терпения - современной Золушке не нужно.

По костям

Известно несколько сотен сказок а-ля «Золушка», они есть во многих странах и почти на всех континентах. У них много различий в деталях. Но везде есть сиротка, и всегда она угнетаема и гонима мачехой и старшими сёстрами - вся тяжёлая и грязная работа на ней. Чаще всего она ютится рядом с очагом. Но, даже если в сказке нет ни источника домашнего огня, ни золы, она всегда в грязи, скрывающей её красоту. Её, как правило, несправедливо не берут на праздник, как вдруг появляется волшебный помощник. Фея-крёстная или умершая мать, которая прорастает деревом на могилке, или просто добрая корова, рыба или другие животные.

Мачеха их убивает и съедает, девушка обретает косточки или другие останки, прячет их, и они продолжают ей помогать. Вся эта не очень гламурная атрибутика говорит о древнейших корнях сказки - об обычаях почитания предков. Почему именно у мёртвых предков, а не у живых родственников просит помощи Золушка? Известнейший мировой специалист по сказкам Владимир Пропп объяснял это тем, что для древнего человека они сильнее живых: «Предки сильны в силу того, что они находятся в ином мире, откуда идут все начала». И сегодня многие архаичные племена, особенно в Океании, хранят останки родственников и поклоняются им.

   
   
Кадр из фильма Жоржа Мельеса «Золушка», 1899 год

Чей туфля?

Несомненно, «Золушка» напоминает о каком-то древнем обычае, связанном со свадьбой. В ней отражён обычай перехода девушек в статус невест - отсюда профподготовка у очага и на кухне, умение приодеться и преподнести себя на балу. А сам бал - это смотр невест. В нашем обществе всё это умерло, но в некоторых странах процветает. Самые массовые смотрины - это умхланга - празд­ник тростника в Свазиленде.

Об этом действе рассказывает профессиональный фотограф Сергей Каптилкин, побывавший там: «Когда по стадиону, пританцовывая перед королём и его свитой, идут практически все девственницы страны, а их около 60-70 тысяч, это незабываемое зрелище. Все они одеты в национальные наряды, а значит, полуобнажены, и каждая хочет, чтобы король Мсвати III обратил на неё внимание. Они искренне верят, что история даёт им шанс стать королевой, и в этом реально похожи на Золушку. На момент празд­ника у короля было 14 жён, которых он выбрал на таких смотрах. Конечно, реальных невест он отбирает и проверяет заранее. В стране, где 70% населения заражены ВИЧ, выбирать любовь и невесту по первому взгляду нельзя. Похожие обычаи есть и в ЮАР. Они не такие масштабные, королей там нет, но зато девушек реально и публично проверяют на девственность».

Чёрные золушки Свазиленда в ожидании своего короля. Фото Сергея Каптилкина

Вопреки протестам правозащитников и феминисток древний обычай активно возрождается, его даже официально узаконили: в эпоху СПИДа он реально позволяет бороться с эпидемией.

Туфелька подразумевает, что муж и жена должны подходить друг другу идеально, как пара обуви. В этом есть явный сексуальный подтекст. Это чистый психоанализ, и неслучайно обмен кольцами вытеснил все другие свадебные обычаи. В сказке туфля играет примерно такую же роль, как и кольцо. Только для нас это не столь очевидно.

Так что по своей сути сказка про Золушку не совсем детская. Это руководство для девушек на выданье, раскрывающее им тайны семейной жизни.

Смотрите также: