Миелофон и коммунизм. 7 культовых произведений советских фантастов

Книга «Сто лет тому вперед» и фильм «Гостья из будущего» похожи примерно так же, как знаменитая советская кинопостановка «Трех мушкетеров» на оригинальный роман Дюма. © / Кадр из фильма

В начале XXI века жанр научной фантастики в литературе, да и в кино, серьезно сдал свои позиции, уступая бесконечным приключениям супергероев и другому сказочному фэнтези.

   
   

А ведь еще несколько десятилетий назад писатели-фантасты воспринимались едва ли не как провозвестники будущего и обладали бешеной популярностью.

Советская научная фантастика была особым жанром. В полном соответствии с настроениями общества, фантасты писали об идеальном мире коммунизма и трудностях, которые предстоит преодолеть на пути к нему. Ответвлением от этого направления можно считать книги, в которых прогрессивные изобретатели в удушающем мире капитализма зачастую вынуждены были работать по заданию капиталистов и милитаристов.

Как бы ни наивно звучали сегодня некоторые тезисы и постулаты, советская фантастика была по-настоящему классной. АиФ.ru вспоминает культовые произведения отечественной фантастики.

Алексей Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина», 1927 год

Через десять лет после Октябрьской революции писатель Алексей Толстой создает роман о гениальном инженере Петре Гарине, создаёт «гиперболоид» — аппарат, испускающий тепловой луч огромной мощности, способный разрушить любые преграды. Гарин отбывает на Запад, заручается поддержкой империалиста Роллинга, с помощью своего аппарата добывает золото из глубин Земли. Он становится могущественным диктатором, однако агент советских спецслужб поднимает восстание рабочих и свергает негодяя.

Это одно из первых фантастических произведений, в которых были описаны возможности лазера. Готовясь к написанию книги, Толстой знакомился с последними работами физиков и в качестве консультанта привлекал академика Петра Лазарева. Возможно, благодаря этому, «Гиперболоид» оставался популярным у читателей на протяжении десятилетий.

Александр Беляев, «Человек-амфибия», 1927 год

Гениальный доктор Сальватор, спасая без надежно больного мальчика, легкие которого отказывают, пересаживает ему жабры молодой акулы, благодаря чему ребёнок остаётся жив и получает возможность жить под водой. Так появляется Ихтиандр человек-амфибия.    
   

Наивный, не знающий людской жестокости Ихтиандр влюбляется в красавицу Гутиэрре, но становится заложником козней капитана Педро Зуриты, собирающегося с помощью «морского дьявола» добывать жемчуг.

Вообще, пересказывать этот роман нет смысла он популярен и сегодня. Во многом благодаря экранизации 1962 года с Владимиром Кореневым и Анастасией Вертинской в главных ролях. Ну, и, конечно, каждый житель бывшего СССР помнит шлягер «Эй, моряк, ты слишком долго плавал…»

Григорий Адамов, «Тайна двух океанов», 1938 год

Писателя Григория Адамова можно считать классиком советской фантастики 1930-х годов. Во всех его произведениях, так или иначе, фигурируют вражеские шпионы, с которыми сражаются честные и неподкупные сотрудники госбезопасности. И все это на фоне невероятных достижений советской техники. В «Тайне двух океанов» страсти разгораются вокруг новейшей советской подводной лодки «Пионер», не имеющей аналогов в мире, совершающей переход из Ленинграда в Тихий океан. Интересно, что в фильме «Тайна двух океанов», который вышел на экраны почти через 20 лет после публикации книги, сюжет серьезно изменен. Например, сражаться приходится уже не японскими милитаристами, а с иным прямо не названным врагом, за которым, тем не менее, угадывается Вашингтон. Но, несмотря на разночтения, и книга, и фильм имели бешеный успех.

Иван Ефремов, «Туманность Андромеды», 1957 год

Иван Ефремов вне всяких сомнений, один из лучших советских писателей в жанре научной фантастики. «Туманность Андромеды» выделяется в его творчестве тем, что это была первая попытка подробно нарисовать глубоко проработанную картину далекого коммунистического будущего. Ефремов постарался уйти от общих образов. Консультируясь с учеными из разных областей знания, опираясь на их прогнозы, он рассказал о будущем, которое наступит через 2000 лет. При этом писатель смело предсказывал большие социальные потрясения и войны как в конце XX века, так и в первой половине XXI, считая такие процессы неизбежными.

Ефремов очень много времени уделял не только техническим возможностям будущего, но и психологии человека, живущего в обществе, ушедшем далеко вперед от современности.

В 1967 году была предпринята кинопостановка «Туманность Андромеды», которую трудно признать удачной. Если персонажи книги Ефремова думающие, ищущие, сомневающиеся, то в фильме они получились просто «картонными». Да и киновозможности 50-летней давности были достаточно ограниченными.

Сегодня же возможность экранизации «Туманности Андромеды» и вовсе с трудом представляется уж больно крамольными с точки зрения современной российской идеологии выглядят идеи Ефремова.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Трудно быть богом», 1964 год

Выбирать из творчества братьев Стругацких главное произведение задача неблагодарная. Но «Трудно быть богом» вне всяких сомнений, одно из самых известных.

На далекой планете в государстве Арканар, в эпоху, близкую к земному Средневековью, живет дон Румата Эсторский, лихой дуэлянт, герой-любовник. Под такой личиной скрывается землянин Антон, сотрудник Института экспериментальной истории, занятый изучением развития цивилизации.

На Земле давно построено коммунистическое общество, но землянам-историкам приходится погружаться в грязь и несправедливость Темных веков, имея строгое предписание — не вмешиваться в происходящее. А между тем в Арканаре формируется жестокий режим религиозного Ордена во главе с доном Рэбой…

«Трудно быть богом» — популярное и крайне невезучее произведение. Попытки его экранизации превращались в адский кошмар, заставляющий заподозрить, что ими руководил лично дон Рэба.

А все потому, что вот уже полвека все, кому не лень, пытаются произведение Стругацких толковать в нужном себе русле – точно так же, как это происходит с Джорджем Оруэллом и его романом «1984».

Евгений Велтистов, «Электроник — мальчик из чемодана. Повесть-фантазия», 1964 год

За два десятка лет до появления Терминатора советские школьники, да и взрослые, познакомились с роботом, который очень хотел стать человеком.

По одной из версий, Евгений Велтистов придумал Электроника тогда, когда нес тяжелый чемодан во время поездки к морю. Став размышлять над тем, чтобы такое интересное могло оказаться в чемодане, писатель придумал мальчика-работа.

До появления фильма «Приключения Электроника» Велтистов создал четыре повести о своем герое. Вернее, о двух — об Электронике и его «клоне» Сыроежкине. Но всесоюзную популярность электронный мальчик, созданный профессором Громовым, обрел после экранизации, в которой блистали братья-близнецы Торсуевы.

Электроник, Сыроежкин, Рэсси для детей эпохи позднего СССР культовые персонажи. А когда дети подросли, то любимый фильм они иронически назвали «историей о детстве Терминатора».

Уже после успеха картины Евгений Велтистов написал еще одну повесть об Электронике. Возможно, когда-нибудь у отечественных кинотворцов дойдут руки до новой экранизации.

Кир Булычев, «Сто лет тому вперед», 1978 год

Очень часто так бывает, что из всех многочисленных произведений писателя самым известным становится то, которое было успешно экранизировано. Книги Кира Булычева экранизировали неоднократно — и в кино, и в мультипликации, но приблизиться к успеху фильма «Гостья из будущего», поставленного по повести «Сто лет тому вперед», так и не смогли.

Отличия книги от картины весьма значительные. В «Сто лет тому вперед» школьник Коля находит машину времени не в подвале, а в квартире у своего соседа Николая Николаевича. Это его в экранизации заменили на загадочную женщину Полину. Да и вообще, книга и фильм похожи примерно так же, как знаменитая советская кинопостановка «Трех мушкетеров» похожа на оригинальный роман Дюма.

Но благодаря фильму «Гостья из будущего» Алиса Селезнева стала одним из культовых персонажей отечественной фантастики. И, наверное, последней в этом списке.

На смену советской фантастике с верой в светлое будущее пришла эпоха антиутопий вроде «Метро 2033» и тому подобных шедевров.

В конце концов, какая жизнь, такая и фантастика.