«Вылитый Дядя Сэм!». С кого рисовали Родину-мать и красного солдата?

Первые политические агитационные произведения художники начали рисовать в 1919–1920-х годах, но наибольший масштаб это искусство приобрело во время Великой Отечественной войны.

   
   

Родина-мать из коммуналки

22 июня 1941 года потомственный художник Ираклий Тоидзе работал над иллюстрациями к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Чтобы подхлестнуть воображение, художник купил шкуру уссурийского тигра и бросил её на диван, стоявший в проходе между комнатами. Каждый раз, проходя мимо шкуры, Ираклий Тоидзе бросал на неё взгляд и пытался представить образ рыцаря.

В тот день работа спорилась. Переодевшись после завтрака, художник отправился в мастерскую — соседнюю комнату в огромной коммуналке на Гоголевском бульваре, где кроме них обитало ещё пять семей. Одну из комнат, занимаемых семьёй Тоидзе, решено было оставить жилой, а вторую все единодушно отдали отцу семейства для работы.

Народный художник СССР Ираклий Тоидзе. 1966 г. Фото: РИА Новости/ Лев Иванов

Внезапно двери в мастерскую распахнулись. На пороге стояла супруга Ираклия Тоидзе Тамара. На её лице одна за другой сменялись эмоции — удивление, страх, боль, отчаяние... Тамара только что услышала, как по радио Вячеслав Молотов, народный комиссар иностранных дел СССР, сообщил: «Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление: сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну...» Тамара жутко испугалась за детей и помчалась к супругу. «Война!» — выдохнула Тамара Фёдоровна. «Стой! Вот так и стой!» — скомандовал Ираклий Моисеевич. Так она и простояла несколько часов, вытянув одну руку вверх, другую опустив вниз, думая, что предпринять и как спасти семью. Руки затекали, но она продолжала стоять, пока муж рисовал сначала углём, потом красной гуашью.

К утру плакат был готов. С рисунка на зрителя смотрело лицо женщины — насупившееся, испуганное, но с надеждой, теплящейся где-то в глубине глаз. Женщина была обёрнута в красный флаг, в руках она держала листок с отпечатанной мелким шрифтом военной присягой: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников...»

Большими красными буквами на плакате горела надпись: «Родина-мать зовёт!» Родина-мать чем-то была похожа на Тамару Фёдоровну Тоидзе, в жилах которой, по словам их сына Александра, текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь. Правда, Ираклий Моисеевич всё-таки добавил плакатной женщине возраста. Реальной Тамаре Тоидзе тогда было 37 лет и, по словам её современников, выглядела она очень молодо и ухоженно, могла себе позволить одеваться за границей. Говорят, Тамара Фёдоровна была дружна с женой Лаврентия Берии Нино. Нино, видя, насколько привлекательна её подруга, старалась делать так, чтобы она никогда не попадалась на глаза её супругу.

На плакате «Родина-мать зовёт!» изображена жена художника Тамара Тоидзе. Коллаж АиФ

Через день был напечатан миллионный тираж плаката Тоидзе. На следующей неделе — дополнительные 5 миллионов. Огромная Родина-мать требовательно смотрела на отбывавших на фронт солдат на Таганской площади, копии плаката висели во всех городах страны — на домах, заборах, дверях, вагонах, в квартирах. Перепечатки плаката солдаты носили в кармане гимнастёрки вместе с иконкой Божией Матери. Сегодня оригинал работы Ираклия Тоидзе находится в Третьяковской галерее.

   
   

Правда, в постперестроечное время появилась другая версия создания этого плаката. Писатель и перебежчик Виктор Суворов в книге «День М» писал, что этот плакат нарисовали ещё в 1940 году вместе с другими агитками, которые были заранее переданы во все города СССР под грифом «Совершенно секретно» с приказом использовать их в назначенный час. Но родственники Ираклия Тоидзе напрочь отвергают это предположение.

Дойти до Берлина не смог

Ещё один знаменитый плакат с улыбающимся солдатиком, поправляющим свой сапог, и надписью «Дойдём до Берлина!» был создан в 1944 году художником Леонидом Головановым. Это был переломный момент войны. Наши гнали немцев обратно в Европу. Все устали, и свои, и враги. Но плакат призывал не останавливаться на достигнутом. Прототипом солдатика стал известный снайпер Василий Голосов. Правда, к тому моменту, когда весёлый солдатик был нарисован, Голосова уже не было в живых.

Бывший школьный завхоз, Голосов ушёл на войну в первые же дни. Современники вспоминали, что Голосов был уникальным стрелком-самоучкой, попадал в любую мишень. В 1942 году о бойце как о лучшем советском стрелке даже написала «Правда». После этого Голосову поручили подготовить снайперский взвод, который он впоследствии и возглавил.

Снайпер Василий Голосов стал прототипом солдата на плакате «Дойдём до Берлина». Коллаж АиФ

Говорят, Вася Голосов настолько опостылел фашистам, что те даже выпустили свои листовки, в которых обещали награду за его голову. На Васю началась настоящая охота. И вот однажды немецкая снайперская пуля всё-таки угодила ему в голову. Ранение оказалось несмертельным, но глаз был задет. Ценного бойца тут же увезли на операцию. Спустя недолгое время, когда стало ясно, что профессиональные качества Голосова даже несмотря на ранение не пострадали, Василия снова отправили на фронт.

В 1943-м число уничтоженных Василием фашистов близилось к 500. Голосов к этому времени стал кумиром тысяч солдат, носил ордена Отечественной войны, Красной Звезды и Красного Знамени. И вместе со всеми продвигался к Берлину. Но в августе 1943-го в Харьковской области Василий Голосов был убит осколком снаряда. А в октябре этого же года ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

После выхода в свет плаката «Дойдём до Берлина!» художник Леонид Голованов создал ещё одно произведение с Василием Голосовым. Здесь герой уже стоит на фоне стены Рейхстага, позади него приклеен плакат «Дойдём до Берлина!» а рядом красуется надпись: «Дошли!»

Кто же записался добровольцем?

Один из самых ранних и самых известных советских плакатов «Ты записался добровольцем?», который призывал вступать в ряды Красной армии, сегодня вызывает у исследователей неоднозначную реакцию. Говорили, что художник Дмитрий Моор срисовал красноармейца, указывающего на своих зрителей, с себя. И действительно, лицо солдата очень похоже на лицо самого художника.

Но есть версия, что в композиции этого плаката авторским является только облик солдата. В остальном же Дмитрий Моор якобы скопировал идею у Джеймса Монтгомери Флэгга, создавшего во время Первой мировой войны знаменитую рисованную агитку с изображением Дяди Сэма, указывающего своим скрюченным пальцем на зрителя с призывом: «I want you for U.S. Army» («Жду тебя в американской армии». — Ред.).

Другая версия «плагиата» такова: Дмитрий Моор взял идею для своего красного бойца у агитационного плаката белогвардейцев «Отчего вы не в армии?», на котором также солдат указывает пальцем на своих зрителей. Плакат этот был создан не позднее 1919 г., а мооровский появился только в 1920-м. Как бы то ни было, произведение Дмитрия Моора с чертами его лица и некоторой долей возможного плагиата стало одной из самых известных и действенных агиток коммунистического государства.

Дмитрий Моор срисовывал красноармейца с себя. Коллаж АиФ