Ответы на эти вопросы можно найти в... семейных альбомах. По крайней мере, это попытались сделать голландские учёные во главе с Хайсом Кесслером, старшим научным сотрудником Международного института социальной истории (Амстердам, Нидерланды).
Самые «говорящие» фотографии из семейных архивов москвичей стали экспонатами выставки «Вместе и врозь. Городская семья в России в XX веке», которая сначала покорила публику в Нидерландах, а сейчас проходит в Москве, в Музее архитектуры им. Щусева.
Ирина Малина, «СтоЛИЧНОСТЬ»: Хайс, вы гражданин Голландии, и вдруг такое увлечение частной жизнью россиян. Что подвигло заняться изучением российской семьи?
Хайс Кесслер: Мы с российскими коллегами из МГУ и Академии наук вели исследовательский проект о развитии российской советской семьи в XX веке. Некоторые его результаты показались интересными. Захотелось, чтобы о них узнало как можно больше людей. Так появилась идея организовать выставку, а в качестве экспонатов использовать фото из семейных альбомов. Знакомые, знакомые знакомых, друзья, коллеги стали приносить альбомы, рассказывать свои истории. В итоге мы отобрали те снимки, в которых была история всего прошлого века.
Ради будущего ребёнка, ради семьи Сергей Ильич принял решение поставить на своём революционном пути точку и перейти на легальное положение. Он стал работать адвокатом. К сожалению, несмотря на его отказ от политической деятельности, его жизнь закончилась трагически: сначала ссылка, арест в 37-м году и расстрел. Это был пример того, как большая история влияет на частную жизнь маленького человека и наоборот.
— Что произошло с российской семьёй за сто лет минувшего века?
— Мы выявили три основные закономерности. Первая: городская семья — это три поколения под одной крышей: бабушка, её взрослые дети и внуки. Такой тип семьи был распространён в деревне. Но там всё понятно, ведь дети могут получить экономическую самостоятельность только в составе родительской семьи, которая владеет землёй-кормилицей. В городе такой фактор исчезает. В 18 лет ты уже можешь сам зарабатывать, и тебя экономически, по большому счёту, ничто не связывает с родителями. Именно так происходит во всём мире. Но не в России. Вплоть до середины 1980-х сохраняется низкий возраст вступления в брак — 21 год. К этому времени молодые супруги часто ещё учатся или только начинают работать, у них нет времени заниматься детьми. Зато появились молодые бабушки, которые взваливают на себя эту обязанность.
Почему так происходило? Потому что молодым семьям негде было жить — только с родителями. Это вторая отличительная черта советской семьи. До сих пор не считается зазорным, что старшее поколение содержит детей и внуков.
И третий фактор — высокая смертность в войну и в период репрессий. Погибли в основном мужчины. И их дефицит в России ощущается до сих пор. Низкий возраст вступления в брак отражает это: женщины стремились выйти замуж рано, пока было из кого выбирать. В итоге именно женщина является костяком семьи из трёх поколений, живущих в небольших квартирах.
— В чём различие между российской и голландской семьями XX века?
— Голландцы женятся очень поздно. Традиционно — в 30 лет и позже, и это прослеживается с XVII века. Жизнь трёх поколений под одной крышей — для них явление исключительное. Вторая существенная разница — это женская занятость. У нас до 1960-х гг. было так: женщина работала до тех пор, пока не родила детей. Как только у неё появлялись дети, она занималась только ими и домом. В России женская занятость появилась гораздо раньше. В этом плане Советский Союз опередил всех. И что удивительно, о каком бы то ни было равном распределении домашней работы между мужем и женой при этом не было даже речи. На женщин ложилась двойная нагрузка, когда после оплачиваемой работы они ещё пахали и дома. Почему так складывалось? Почему мужчины не включались в домашние дела? Почему советская власть никогда не боролась с этим, не пыталась перевоспитать мужчин? Мне непонятно! Это одна из загадок русской души, которая мне до сих пор не открылась (улыбается)...
Выставка «Вместе и врозь. Городская семья в России в XX веке» проходит в Москве, в Музее архитектуры им. Щусева до 6 ноября
СтоЛИЧНОСТЬ (46), 29 октября 2013
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»