Третьяковке, в которой то Репина изрежут, то Куинджи украдут, надёжная защита, конечно, была необходима. Именно после кражи «Ай-Петри. Крым» в январе нынешнего года она и заказала систему третьего рубежа охраны для выставочных помещений на Крымском Валу и в Инженерном корпусе.
Надёжнее «Яхонта» защиты нет
Атомщики знали, что надёжнее «Яхонта» защиты нет. Во-первых, датчики их системы регистрируют изменения положения объекта по трём осям, а также вибрацию. Это значит, что реагируют они на любое вторжение в охраняемую зону и на любое физическое воздействие на объект контроля. По словам начальника отделения предприятия-разработчика Алексея Руднева, обойти или обхитрить эту систему нельзя практически никакими способами.
Во-вторых, информация от датчиков на пульт охраны передаётся по радиоканалу в широком спектре частот, а не узком, как у большинства охранных систем. «Это позволяет решать задачи безопасности без дорогостоящего повышения чувствительности приёмника», — поясняет Руднев.
Так обеспечивается устойчивость к помехам, а они, как известно, — основная беда радиоэфира. Но беда это становится не страшной именно потому, что передатчик транслирует данные на разные частоты. Приёмнику же достаточно принять хотя бы один сигнал, чтобы оценить состояние объекта контроля.
Но можно ли намеренно подавить радиоканал? Теоретически да, однако для этого воздействовать нужно кратно большей мощностью. У компактного источника помех просто не хватит мощности, чтобы заглушить всю полосу частот. Выполнить такую задачу сможет только аппаратура радиоэлектронной борьбы или спецоборудование для глушения. Но это уже большие комплексы, для которых одного грузовика мало — нужно подогнать их несколько. Для кражи картин столь мощное оснащение явно не годится.
Как изменились датчики?
Однако у существовавшей системы было одно «но», не позволяющее просто взять её и установить в Третьяковке. Это её размеры. Изначально датчик вместе с системами автономного питания и другой начинкой был весьма ощутимым предметом — блоком 30×20×15 см. Такой и в выставочном зале не очень уместен, а на картину точно не повесишь.
«Когда речь зашла об оснащении культурного объекта, на первый план выдвинулась компактность и эстетика. Нужно было в короткий срок изменить габариты, а все свойства сохранить. Потребовались новые инженерные и алгоритмические решения», — рассказывает Руднев.
Они были найдены, говорят атомщики. И в залах Третьяковки установили датчики размером с банковскую карту, только немного толще — 4 мм. Если прежний датчик можно было положить в солидный мужской портфель, то нынешний уместится и в кошельке. Как говорится, почувствуйте разницу. То есть речь идёт о совершенно иных технологиях.
«Яхонт» в миниатюре охранял работы Эдварда Мунка на недавней его выставке в Инженерном корпусе, сейчас служит службу на выставках Ильи Репина и Фёдора Захарова в здании Третьяковки на Крымском Валу, а также в зале Главного корпуса галереи, где выставлена Библия Пискатора.
Кстати
Этой же системой Тверской вагоностроительный завод оснащает вагоны большой грузоподъёмности для «Почты России». Только в этом году ею оборудовано 80 вагонов.
Их безопасность не должна зависеть от проводной связи, причём не только физическая — пожарная и транспортная тоже. В последнем случае нужен контроль работы так называемых буксовых узлов вагонной тележки (если они не исправны, колёсную пару может заклинить и вагон сойдёт с рельсов).
Радиоканал «Яхонта» используется как резервный, когда прерывается проводная связь. А это бывает, к примеру, если между почтовыми вагонами в составе появляется такой, который не оборудован системами безопасности. Тогда система атомщиков фиксирует отсутствие сигнала по межвагонной магистрали и начинает работать по радиоканалу. Нагрев букс, срабатывание датчиков охранной или пожарной сигнализации, другие нештатные ситуации будут определены моментально.