Появление шедевра живописи — процесс загадочный сам по себе; неизвестно, почему одни картины обретают дополнительную стоимость, привлекают внимание миллионов и заставляют ученых снова и снова изучать их. Иногда загадки разгадывают, но это ничего не значит, поскольку любая разгадка воспринимается публикой как ещё одна версия, которых и до этого было много. О тайнах, которые скрывают некоторые шедевры признанных гениев, рассказывает АиФ.ru.
«Черный квадрат» Казимира Малевича
Казалось бы, какие загадки таит в себе знаменитое на весь мир полотно под названием «Чёрный супрематический квадрат»? Оно изучено вдоль и поперек, по нему написаны тонны книг — как и по всему изобретенному Малевичем направлению супрематизма. Кроме того, и создано это произведение было относительно недавно — впервые на выставке оно было показано в декабре 1915 года, чуть более ста лет назад. Но исследования проводятся до сих пор, и постоянно открываются новые подробности. Так, при создании полотна художник не использовал черную краску — нужный цвет он получил от смешения других оттенков. Сотрудники Третьяковской галереи, где хранится самый первый «Квадрат» (всего их было несколько), нашли под слоем краски надпись «Битва негров в темной пещере» — отсылку к похожей шуточной картине французского художника Альфонса Алле. Кроме того, сейчас известно, что под слоем черной краски скрываются ещё два цветных изображения — одно в стиле кубофутуризма, а другое — протосупрематизма. Возможно, когда-нибудь исследователям удастся воссоздать эти работы без потери самого «Черного квадрата».
«Старый рыбак» Тивадара Чонтвари
Тивадар Костка Чонтвари — венгерский художник-самоучка, который работал в конце XIX и начале XX века в Австро-Венгерской империи; умер он в 1919 году уже в независимой Венгрии. Чонтвари написал более ста картин; «Старый рыбак» был создан в 1902 году. На первый взгляд картина очень простая — сидящий в лодке старик со слегка несимметричным лицом. Разгадка «Старого рыбака» стала известна уже после смерти художника: если разделить полотно на две части и «отзеркалить» их, то получится два лица — одно доброе, а другое словно принадлежит дьяволу. Исследователи считают, что таким образом Чонтвари показал борьбу двух начал в человеке.
«Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля-старшего
Нидерландский художник XVI века Брейгель-старший основал целую династию живописцев, но является наиболее значительным из всех представителей своей фамилии. Соответственно, его творчеству уделяется и самое пристальное внимание, но тайны, которые он заложил в свои произведения, поддаваться не торопятся. Так, в «Нидерландских пословицах» — части цикла «Перевёрнутый мир» — Брейгель-старший изобразил современные ему пословицы, причем в буквальном виде. Например, «кусать колонну» (обозначало религиозное ханжество) или «говорить двумя ртами» (о лживых и двуличных людях). Подобных примеров на большом полотне (его размеры 117×163 см) огромное количество, но пока раскрыто лишь около сотни пословиц средневековых обитателей Нидерландов — значение остальных было потеряно за прошедшие с момента создания картины века.
«Крик» Эдварда Мунка
Картин с таким названием у художника несколько; наиболее известная версия и символ экспрессионизма хранится в Национальном музее Норвегии. Источником вдохновения считаются либо извержение вулкана Кракатау в 1883-м, либо просто особенно красочный закат на море у Осло, который описывал сам Мунк. Впрочем, главной загадкой картины долгое время была рукописная подпись «Такое мог создать только сумасшедший», поскольку исследователи никак не могли доказать, кто её оставил. Но последние данные вроде бы разрешили этот вопрос: писал Мунк. По мнению экспертов, он сделал это после первой выставки, на которой представил «Крик» публике (это было в 1895-м); картину раскритиковали, начали ходить слухи о душевной болезни художника. Эти слухи и привели к появлению надписи — Мунк как бы соглашался с критикой и говорил: да, я безумен.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Самая знаменитая картина западноевропейского искусства и жемчужина коллекций парижского Лувра, а заодно — одна из очень немногих работ да Винчи, сохранившихся до нашего времени. Вместе с тем «Мона Лиза» (или «Джоконда») — едва ли не самое таинственное произведение живописи, в которой загадок больше, чем в том же «Черном квадрате» или «Нидерландских пословицах» вместе взятых. Неизвестно, когда да Винчи написал этот портрет, неизвестно, кто на нем изображен — считается, что супруга флорентийского торговца Франческо дель Джокондо, хотя версий множество, включая и то, что это автопортрет художника. Не дает исследователям покоя и загадка улыбки Джоконды — высказывались предположения, что эта улыбка стала результатом отсутствия у модели передних зубов, но и эта версия никаких подтверждений не имеет. Впрочем, возможно, когда-нибудь в будущем с «Моной Лизой» всё станет ясно — найдутся какие-нибудь документы, или же ученые всё же изобретут машину времени и расспросят самого да Винчи.