Снимки на стекле: «полароид XIX века» популярен и в наши дни

Фото Эльфии Гариповой

Новая жизнь старинной технологии

Известный питерский фотохудожник Миша Бурлацкий всё детство и молодость провел в Нижнем Новгороде. В 90-х годах был талантливым дизайнером и арт-директором. Последние годы он занимается таким искусством как амбротипия, то есть фотографией по особой технологии конца XIX века.

   
   
Фотограф обдумывает композицию будущего снимка. Фото Эльфии Гариповой

Амбротипия была в свое время очень популярна. Во многих городских домах можно было встретить эти модные фотографии, выполненные на стеклянных пластинках. Обычно обратную сторону пластины закрашивали черной краской или лаком, а иногда делали подложку из бархата. В XX веке про амбротипию забыли, потому что появились новые технологии. Но всегда найдутся люди, которые не дают пропасть старинному искусству и вдохнут в него новую жизнь.

Амбротипы Миши Бурлацкого несут на себе отпечаток времени. Фото из архива Миши Бурлацкого

Вновь стала интересной и амбротипия. В конце июля Миша Бурлацкий специально приезжал в Нижний Новгород, чтобы в рамках проекта «Кинопробы», организованном одним из местных журналов, провести несколько фотосетов по этой старинной технологии. Для съемок фотопортретов приглашались нижегородцы, желающие запечатлеть себя на оригинальных снимках. Стоимость каждого амбротипа — от трех до восьми тысяч рублей в зависимости от размера стеклянной пластинки. Несмотря на высокую цену, у Бурлацкого, как говорится, отбоя нет от клиентов. Часть средств, вырученных за амбротипы, журнал собирается передать в фонд поддержки народного фильма о Нижнем Новгороде. Кстати, сам Бурлацкий стал прототипом главного героя кинокартины.

Амбротипия проявляет душу в серебре

Элегантная брюнетка Ольга слегка заметно нервничает, прохаживаясь по павильону: ей еще не приходилось сниматься на портрет по старинной технологии. Как всё будет выглядеть?

Банкир Ольга взволнована ролью модели. Фото Эльфии Гариповой

Появляется высокий седоватый человек в джинсах и кепке. «Называйте меня Мишей, – улыбается фотомастер, расставляя в павильоне свет, отражающие экраны и усаживая модель перед старинным фотоаппаратом. – Михаилом я был в прошлой жизни. Вернее сначала Мишенькой, потом Михаилом, Михаилом Алексеевичем, а теперь я только Миша».

Ольга перестает волноваться и заинтересованно наблюдает за движениями фотографа. Бурлацкий – человек подвижный и живой, как юноша, несмотря на свои пятьдесят «с хвостиком». Не удивительно, что три года назад он покинул обжитую им Москву и уехал в Питер, как он говорит, «за творческой атмосферой». Там Бурлацкий не только совершенствует свое мастерство в съемке по технологии амбротипии, но и проводит спецсеминары для тех, кого интересует эта старинная фототехника.

Птички здесь нет, но она обязательно вылетит! Фото Эльфии Гариповой

«Наступил момент, когда прежние технологии надоели, перестали приносить удовлетворение, – рассказывает Бурлацкий, доставая стеклянную пластинку и надевая респиратор. – Стал искать что-то для себя новое. Так познакомился с амбротипией, основанной на мокро-коллодионном процессе».

   
   

Фотограф подготавливает тщательно вымытую стеклянную пластинку, наносит на нее тонкий слой коллодия – раствора целлюлозы в эфире. Тесное помещение проявочной сразу же заполняется резким запахом эфира, от которого спасает респиратор. После чего пластинка сразу же погружается в раствор нитрата серебра минут на пять, где происходит химическая реакция. Со стороны движения фотографа кажутся сродни действиям фокусника: он молниеносно водит руками над пластиной, то ли машет над ней, то ли дует, то ли «ворожит». Но наблюдать за ним интересно: он превращает фотографический процесс в почти волшебный аттракцион.

При работе с эфиром необходим респиратор. Фото Эльфии Гариповой

«Скорость очень важна в этом вопросе, – глуховато раздается голос Бурлацкого из-под респиратора, – Сейчас такое время, что она ценится везде, даже в искусстве: нужно успеть создать красивое и долговечное за как можно более короткий срок».

Быстро, пока пластина не высохла, Бурлацкий бережно несет ее в павильон и вставляет в камеру большого формата. Миша стремительно закрывается покрывалом, проверяет, каким получается кадр. Такой же стремительной походкой подходит к своей фотомодели, слегка поворачивает ее голову в нужном направлении, несколько секунд рассматривает ее в задумчивости. Затем вновь накрывается черным покрывалом и на этот раз остается доволен тем, что увидел. Бурлацкий просит женщину посидеть неподвижно в течение примерно десяти секунд, пока пластинка экспонируется. Ольга старается не шевелиться. В камере под покрывалом видно ее живое изображение, только вниз головой.

Амбротип появится на этом стекле. Фото Эльфии Гариповой

Пока фотомастер уходит в проявочную обрабатывать стеклянную пластинку, она обменивается впечатлениями с друзьями, которые пришли посмотреть на необычную фотосессию.

«Такое ощущение, словно переносишься в прошлое на машине времени, – взволнованно говорит молодая женщина. – Все настраивает на иной лад, неторопливый, душевный. Невольно ждешь, что и результат окажется необычным: такое ощущение, что отобразят твою душу в серебре».

Внешне процесс похож на обычную работу в проявочной. Фото Эльфии Гариповой

Блондинок фотографировать проще

Бурлацкий проявляет пластину в комнате, залитой красным светом, после чего фиксирует ее. Когда он прикладывает негатив при отражённом свете к черной двери, то на стекле отчетливо видно позитивное изображение Ольги, такой, какой она сидела перед камерой. Этот эффект дает серебро, блестящее на стекле.

На стеклянной пластинке проявилось изображение Ольги. Фото Эльфии Гариповой

«Знаете чем меня привлекла амбротипия? – спрашивает фотограф. – Простотой и скоростью появления результата. Недаром ее называют «полароидом XIX века». Кроме того, ценю долговечность. В переводе с греческого «амбротип» – это вечный отпечаток. Самые первые амбротипы, которым 150 лет, дошли до нас практически в первозданном виде».

Единственная сложность при работе по мокро-коллодионной технологии состоит в том, что объект съемки должен сохранять некоторое время полную неподвижность. Например, если снимать пейзаж, а в это время подует ветер, то кроны деревьев окажутся размазанными. Зато при съемке городской архитектуры или натюрмортов такая неприятность не грозит.

Амбротипы Миши Бурлацкого несут на себе отпечаток времени. Фото из архива Миши Бурлацкого

«Да, иногда заказывают натюрморты, – улыбается Бурлацкий. – Чаще всего гранаты, потому что эти плоды очень хорошо выглядят на амбротипе. Кстати, если при обычной фотосъемке люди с темными волосами чаще всего лучше выходят, чем светловолосые, то на амбротипе все наоборот: темные волосы как бы проваливаются на черном фоне, а светлые выглядят более проработанными. Глаз видит лучше темные оттенки, а эмульсия – более светлые. Поэтому блондинок снимать легче».

А больше всего Бурлацкий любит снимать жанровые портреты в стиле псевдоисторической реконструкции. Для этого фотохудожник использует костюмы ушедшей эмохи, чаще всего викторианской, и помещает модель в нынешние условия. Сочетание старины и современности часто дает неожиданный эффект.

Амбротип готов украшать стену хозяйки полтора века. Фото Эльфии Гариповой

«Смотрите, как играют глаза на снимке», – Бурлацкий демонстрирует присутствующим свежий амбротип. С необычной фотографии смотрит Ольга, та же, что стоит рядом, но в выражении ее глаз и лица на портрете появились новые оттенки, которые трудно заметить сразу. Амбротип, похоже, и в самом деле – вечный отпечаток души в серебре.

Смотрите также: