Перед открытием выставки с самого утра около музея выстроилась очередь. Впрочем, работники ГМИИ учли опыт коллег из Третьяковки и отреагировали оперативно — расширили гардероб, а также организовали отдельный вход для тех, кто приобрёл билеты через Интернет (хотя именно за электронные билеты на эту выставку придётся доплатить в кассе музея, если собираешься наслаждаться искусством в самое «смотрибельное» время — во второй половине дня. А это означает — всё равно стоять в очереди).
Повышенный интерес вполне объясним — это первая выставка Кранахов за всю историю России. 48 полотен и более 50 графических листов, из них — 20 работ Лукаса Кранаха Старшего. Они были собраны из наших и европейских музеев, а также из частных российских коллекций.
Да, Кранахи — не Серов и не Рембрандт. Но, по мнению куратора выставки профессора Вадима Садкова, работы мастерской Кранахов удивительным образом связывают эпоху Возрождения и современность, поскольку предвосхитили нынешний идеал женской красоты. Хрупкие тела, прозрачная кожа, высокая талия, длинные ноги — все эти признаки современного рекламного постера можно найти в картинах этих художников.
Мастерская Лукаса Кранаха Старшего напоминает нынешние продюсерские центры. На могиле живописца высечен девиз Pictor Celerrimus, то есть «Художник быстрейший». Созданная им корпорация действительно выпускала продукцию чрезвычайно быстро.
Основатель династии Лукас Кранах Старший — солидный бюргер, владелец доходных домов и аптек, дважды избиравшийся бургомистром города Виттенберга... Он не следовал за модой — он её создавал. «От Кранаха» в то время в Германии было всё — ювелирка, фасоны одежды, рисунок тканей, мебель и даже религия — он дружил с лидером протестантов Мартином Лютером. И, конечно, живопись высочайшего качества. Сколько картин — столько шедевров. Так выглядела массовая культура в счастливый момент своего рождения.