В последнее время у россиян проснулся большой интерес к живописи. Выставки известных художников вызывают большой ажиотаж — настолько, что популярные исполнители упоминают об этом в своих песнях.
Коллекционный дар
Но, как выясняется, отправляясь картинную галерею, там можно увидеть то, что ожидаешь меньше всего. Например, боевика на отдыхе. Нет, речь не о террористе, решившем приобщиться к искусству, а о изображении на картине.
В Новой Третьяковке на Крымскому Валу летом открылась выставка «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина».
«Передаваемая в дар коллекция отобрана совместно специалистами Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина и Третьяковской галереи, она включает произведения живописи и графики, фотографии и видеоработы, объекты и инсталляции художников разных направлений. Основа коллекции — работы молодых, но уже состоявшихся авторов, которые начали свой путь в 2000-х годах. Многие из них принимали участие в престижных российских и международных выставках, сотрудничали с ведущими российскими и западными галереями и фондами», — говорилось в аннотации к выставке.
Казалось бы, ничего особенного. Если не приглядываться к отдельным экспонатам.
«Героями являются боевики-горцы. Изображены они в романтизированной манере»
Среди картин на выставке «Поколение XXI» оказалась работа художника Алексея Каллимы «Между случайностью и необходимостью». На ней изображены два человека в спортивных костюмах и кедах — один отдыхает, второй возносит молитвы. А рядом с этой парой лежат автоматы Калашникова.
«Ну, мало ли кого запечатлел художник», — скажите вы. Однако Telegram-канал Cultras приводит кураторское объяснение организаторов выставки: «Каллима разрабатывает многосерийное повествование сродни эпосу, героями которого являются боевики-горцы, узнаваемые по таким атрибутам, как бороды, кроссовки и костюмы Adidas. Изображены они в романтизированной манере».
Если вы вдруг не знаете, кто такой художник Каллима, то вот краткая характеристика из журнала «Артгид» от 2014 года: «Начав с инсталляций и поэкспериментировав немного на территории нонспектакулярного искусства, он обратился к живописи, создав целый эпос, героями которого стали одетые в костюмы Adidas бородатые чеченцы с автоматами и огнеглазые гурии, подобно германским валькириям носящиеся над полем боя в поисках душ павших воинов. В 2005 году Каллима создал один из главных хитов 1-й Московской биеннале — фреску, на которой чеченец собирался прирезать молоденького федерала».
В интервью тому же «Артгиду» господин Каллима, уроженец Грозного, заявляет: «Переселившись в Россию, я считал, что вернулся на свою этническую родину. Но быстро обнаружил, что для местных жителей я являюсь чеченцем. Сначала меня это напрягало, но, присмотревшись к ситуации, я решил, что не хочу соответствовать обывательским представлениям о том, что значит быть русским... Первую свою работу на чеченскую тему я сделал, когда еще не был знаком с Маратом Гельманом. Это была акция на ярмарке „Арт Москва“. Мы в туалете ЦДХ переоделись в боевиков, пришли и, изображая арт-террористов, сели на корточки в круг, как это обычно делают на Кавказе».
«Меня вдохновляли герои, которыми для меня были боевики, чеченцы — смелые, отчаянные парни, которые ничего не боялись», — заявляет Каллима.
«Если это не окно Овертона, тогда что?»
Творческий подход господина Каллимы в конечном счете — его личное дело. Но когда картина, «романтизирующая», согласно описанию кураторов, боевиков, появляется в Государственной Третьяковской галерее, главном художественном собрании страны, возникают сомнения.
Кто эти парни с картины? Те, кто захватывал Буденновск? Те, кто удерживал заложников в «Норд-Осте»? Те, кто убивал детей в Беслане?
А что, простите, мы увидим в Третьяковке завтра? Романтизированного Гитлера? Возвышенных украинских коллаборационистов, сжигающих Хатынь?
Сам Каллима признал в комментарии каналу «Россия-24», что его работы получились романтизированными, но он не хотел их героизировать и «рисовал трагедию». Правда, эти слова сильно расходятся с теми утверждениями, которые он делал относительно своих работ ранее.
Ассоциации ветеранов российских спецподразделений «Альфы» и «Вымпела» осудили выставку в Третьяковской галерее, на которой представлены картины с изображением чеченских боевиков.
«Мы сейчас вместе с ассоциацией „Альфы“ написали заявление о том, что в Третьяковской галерее открыта некая демонстрация картин, связанных с боевиками. Идет героизация и романтизация людей, которые убивали наших детей, которые взрывали Москву, взрывали Беслан и все остальное», — приводит ТАСС слова президента Ассоциации группы специального назначения «Вымпел» Валерия Попова.
Журналист Андрей Медведев в эфире «Радио КП» заметил: «Если это не окно Овертона, тогда что? История даже не в том, что сегодня выставили Каллиму. Он в „романтизированной манере“ боевиков и прочую мразь изображал и десять лет назад, и пятнадцать. Когда было первое Биеннале в Москве, он и тогда выставлял свою работу.
Вопрос не в том, что кто-то что-то рисует, вопрос в поддержке и чествовании вот этого странно направленного искусства: а) на государственные деньги, б) в государственных галереях, при кураторстве больших государственных чинов или людей, которым государство платит зарплату. И всех это устраивает».
«Немцы. Но из ГДР»
С 2015 года Государственную Третьяковскую галерею возглавляет кандидат искусствоведения Зельфира Трегулова, и вопрос «Что это было?» в первую очередь обращен к ней.
После того, как скандал запылал ярким пламенем, Зельфира Исмаиловна заявила в интервью РИА Новости: «Я категорически не согласна с кураторской трактовкой работы на выставке фонда Смирнова и Сорокина о „романтизации“ героев картины. Эта трактовка недопустимо вольно обращается с очень чувствительной для нашего общества темой. И подобная романтизация точно не входит в задачи Третьяковской галереи. На полотне художника изображены участники боевых действий в Первую чеченскую... Это те люди, часть которых впоследствии сделали выбор в пользу России. Так, например, поступил Герой России Ахмат Кадыров».
Вот это поворот! Оказывается, публика заблуждается и видит совсем не то, что есть на самом деле. На самом деле на сей счет еще в советские годы существовал анекдот: некая бабушка пришла в собес добиваться льгот как участница войны, пояснив, что в то время помогала солдатам:
— Я им сало, яйца носила, — говорит бабушка, — а они мне в ответ: «Данке, данке».
— Бабка, так это ж немцы были!
— Немцы, немцы. Но из ГДР!
Выставка «Поколение XXI» завершилась, и скандальную картину убрали с глаз долой. Но вопросы к тем, кто отвечает за культуру, никуда не исчезнут. Потому распространять это за государственный счет, мягко говоря, неправильно.