Желание всерьёз прикоснуться к прекрасному, попытка сделать захватывающее селфи или следствие человеческой неосторожности — у каждой инцидента были свои причины. И далеко не все шедевры «отделались лёгким испугом». Причём от случайностей шедевры страдают ничуть не реже, чем от сознательных действий злоумышленников.
Вазы династии Цин в английском музее
Десять лет назад посетителю Кембриджского музея искусств и истории вручили Всемирную премию за глупость (в 2003–2008 годы ею награждали в Канаде за «наиболее выдающиеся достижения в области тупости и невежества»).
42-летний Ник Флинн победил в номинации «Превращение глупой ситуации в наиглупейшую»: он наступил на шнурок собственного ботинка и разбил три китайские вазы времён династии Цин. Их общая стоимость оценивалась более чем в полмиллиона долларов. Посетитель спускался по лестнице, но внезапно запутался в шнурках и стал падать прямо на трёхсотлетние экспонаты. Формально Флинн сбил только одну вазу, но дальше всё произошло, как в кино: первая ваза опрокинула вторую, и все вместе они упали на третью.
Мужчина не растерялся и заявил, что сотрудники музея сами виноваты в случившемся, потому что не предусмотрели никакой защиты для этих предметов, да и вообще вазы стояли на подоконнике. Правда, они спокойно простояли там более 40 лет — до шнурков Флинна. Позднее Ник уверял, что музей должен быть ему благодарен за возросшее количество посетителей — многие приходили посмотреть именно на место инцидента.
Что же касается судьбы ваз, то они разлетелись на тысячи мелких осколков. Их даже собирали по музею несколько дней, а уж в возможность восстановления вообще никто не верил. Но спустя год экспонаты были отреставрированы. Флинн ограничился запретом на приближение к музею, и то лишь на несколько недель. Сам виновник инцидента заявил, что и этот запрет не соблюдал, приходил в музей и будет приходить в него ещё.
Статуя Девы Марии эпохи Возрождения
Три года назад в музее Флорентийского собора возник страшный переполох. Кто-то отломал палец у 600-летней статуи Девы Марии работы Джованни Д’Амброджо. «Вредителем» оказался 55-летний американец Патрик Бродерик, работающий в Коннектикуте хирургом: казалось бы, человек такой профессии должен быть особо острожным с чужим организмом.
Как впоследствии выяснилось, незадачливый турист во время экскурсии захотел «дать пять» памятнику эпохи Возрождения или, как утверждают другие источники, оценить размер ладони скульптуры. В результате мизинец каменной Девы Марии остался у него в руках. Что произошло дальше, доподлинно не известно. По одной версии, сотрудники музея заметили, что Бродерик чересчур приблизился к статуе, и они пытались его остановить, но было уже поздно. Согласно другому мнению, хирург оставил палец рядом с изваянием, а сам сделал вид, что ничего не произошло, и с равнодушным лицом медленно направился к выходу — и только там его остановила музейная охрана.
Бродерика арестовали на глазах у жены и двоих детей и заключили под стражу. После допроса он был освобождён. Музей не потребовал даже уплаты штрафа. Бродерику повезло — отломанный мизинец не был оригинальным, скульптура ранее была на реставрации, и её пальцы были уже не мраморными, а гипсовыми.
Переносной стул Наполеона
А в феврале 2014 года конфузный случай произошёл на выставке «Наполеон в лагере», что проходила на Корсике, родине великого императора. Земляки легендарного Наполеона к его памяти отнеслись утилитарно: охранник сел в походное складное кресло Бонапарта и порвал его.
Чем руководствовался музейный работник, как никто другой знающий, что к экспонатам стоит относиться бережно, — неизвестно: то ли хотел проверить стул на прочность, то ли почувствовать себя Наполеоном, императором. Так или иначе, кожа на кресле разорвалась, а дерево треснуло. Двести лет назад это кресло выдерживало «маленького капрала» при его росте около 170 см и весе примерно 80 кг, однако сначала его не пожалело время, а затем и охранник-земляк.
Виновник подвергся дисциплинарному взысканию. А повреждённый экспонат был немедленно отдан на реставрацию и восстановлен всего за несколько дней — быстрее, чем новость о случившемся распространилась по всему миру.
Статуя португальского короля XVI века
Совсем недавно, весной 2016 года, в Лиссабоне серьёзно пострадала статуя португальского короля Себастьяна I, о личности которого в народе ходят необычные легенды. Дело в том, что король погиб в возрасте 24 лет во время крестового похода в Марокко, но его тело найдено не было. Именно поэтому существует поверье, будто бы в трудный для страны период Себастьян I вернётся и спасет её.
А в апреле этого года некий юноша, по всей видимости, любитель селфи, взобрался на постамент памятника и собирался сфотографироваться вместе с ним. Внезапно фигура короля упала и разбилась вдребезги. Молодой человек предпринял попытку бегства, но был задержан сотрудниками полиции.
Статуя была установлена у входа на лиссабонский вокзал Росиу 126 лет назад и находилась под защитой государства. Защита оказалась не слишком эффективной.
Картина Пикассо
В 2006 году американский миллиардер Стив Винн намеревался продать картину Пабло Пикассо «Мечта», но сделка была сорвана — на полотне зияла дыра.
За пару дней до продажи коллекционер устроил встречу с друзьями и решил «напоследок» показать им полотно — не смог отказать их настойчивым просьбам. Он подвёл всех к «Мечте», остановился неподалёку и стал рассказывать о творчестве Пикассо. Внезапно он совершил неловкое движение рукой и продырявил шедевр локтем. «Что ж, хорошо, что это сделал я, а не вы», — сказал миллиардер.
Есть мнение, что инцидент произошёл из-за глазной болезни Винна — пигментного ретинита: он приводит к сильному ухудшению периферийного зрения и его нечёткости. Миллиардер мог просто не оценить дистанцию до картины и не рассчитать масштабов своих движений.
Правда, существует версия о намеренных действиях Винна. Спустя семь лет «Мечта» была отреставрирована и всё-таки продана за 155 миллионов долларов — даже по ещё большей цене, чем была установлена при первой сделке.
Многострадальный Пикассо
Шесть лет назад в нью-йоркском музее «Метрополитен» была продырявлена ещё одна картина Пикассо — «Актёр». Вероятно, гостья была до того впечатлена почти двухметровым полотном, что не смогла сдержать своих чувств. Она потеряла равновесие и упала на полотно, оставив в нём 15-сантиметровую дыру. По словам реставраторов, ущерб не был настолько значительным, и восстановление заняло три месяца.
Фреска XIX века
Фреска испанского художника Элиаса Мартинеса «Се человек» в ряду повреждённых шедевров стоит особняком — в 2012 её испортили, пытаясь реставрировать.
«Се человек» — частое название (цитата библейских слов Понтия Пилата) картин и скульптур, на которых изображён страдающий Иисус в терновом венце. Фреска была частью росписи храма в городе Борха и со временем медленно разрушалась. С разрешения настоятеля храма местная 80-летняя прихожанка Сесилия Хименес вызвалась отреставрировать произведение. Занималась она этим два года, а когда вернула — фреску было не узнать. Изображение Спасителя стало похожим на что-то мохнатое, фреску мгновенно прозвали «Пушистый Иисус» и «Се обезьяна».
Фреске захотели вернуть истинный вид — нанесённые пенсионеркой слои планировалось счистить. Но внезапно возникло целое движение поклонников «нового образа». Они подали петицию в защиту «Пушистого Иисуса», сравнивая это случайное во многом произведение с картинами художников-примитивистов (их полотна похожи на детские рисунки или наскальную живопись). В конце концов, руководство храма приняло решение оставить фреску «отреставрированной» — возможно, потому, что благодаря ей городок прославился, а «Пушистый Иисус» стал привлекать туристов.
Руки Венеры Милосской
Ни один из ныне живущих людей не видел скульптуру Венеры Милосской целой: недаром она известна как «безрукая богиня».
Скульптура, созданная примерно за сто лет до нашей эры, была найдена в 1820 году на острове Милос в Эгейском море. Её обнаружил французский моряк на месте античного театра. Тогда ещё у статуи были руки. Остров Милос тогда принадлежал туркам, а моряк, конечно же, захотел вывезти шедевр во Францию. Но местные турки тоже поняли ценность находки и начали за неё натуральную драку, в том числе дёргая и статую. В итоге выиграли французы, а проиграли турки, скульптура и весь мир — в процессе драки руки у статуи были оторваны.
Концептуальная работа постмодерниста