Пиотровский рассказал о традициях коллекционирования в России

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в эксклюзивном интервью aif.ru рассказал о традициях коллекционирования предметов искусства в России.

   
   

По его словам, русскими коллекционерами прошлых эпох двигало любопытство, свойственное предприимчивым людям: они смотрели вперед, как хорошие бизнесмены, и, если понимали, что перед ними что-то интересное, то примерно представляли, сколько это будет стоить через 10-15 лет.

«Московские коллекционеры-меценаты XX века, в том числе купец и благотворитель Сергей Щукин, купцы и предприниматели из старообрядцев - братья Михаил и Иван Морозовы, предприниматель и банкир Павел Рябушинский являлись лишь частью мира великих коллекционеров и меценатов России. Это были представители нарождающегося капиталистического класса, которые действовали по такой схеме: одно поколение собирает деньги, второе их тратит, иногда гуляя, а третье начитает пускать их в дело, на благородные цели - на больницы, театры, музыку и на собирание коллекций», - рассказал Пиотровский.

Он отметил, что Щукины и Морозовы были на самом деле людьми образованными, хорошо говорили на иностранных языках, часто ездили в Европу, а некоторые и жили там.

«И когда Морозов или Щукин приезжали в Париж, то воспринимались там как совершенно свои люди. Сергей Щукин познакомил с русской иконой Матисса, и это оказало на французского художника особое влияние. Рассказывают, что однажды у Пьера Матисса, сына знаменитого художника, спросили, мог ли Анри Матисс создать свои картины «Танец» и «Музыка» для кого-нибудь кроме заказавшего их Сергея Щукина. Пьер ответил двумя словами: «Для кого?» Хороший заказчик - это если и не половина, то, во всяком случае, одна треть дела в искусстве», - сказал собеседник издания.

Он добавил, что Сергею Щукину сначала не нравились особо радикальные картины Пикассо, но он понимал, что за этим искусством будущее, и заставлял себя изучать его, сам себя образовывал.

«Эти коллекционеры стремились побеждать европейских конкурентов в мировом масштабе, и оказались в этом прозорливее и умнее многих», - рассказал директор Эрмитажа.

   
   

Полную версию интервью с Михаилом Пиотровским читайте сегодня на aif.ru в 00:00.

Ранее директор Эрмитажа рассказал о «культуре отмены» и ее влиянии на российскую культуру.