Главной темой французских газет последних дней стало дерзкое похищение картины итальянского художника Джорджо де Кирико из Музея изящных искусств в городе Безье. Неизвестный злоумышленник при помощи канцелярского ножа вырезал «Композицию с автопортретом», датируемую 1926 годом, и скрылся. «Картина имеет неоценимую стоимость», — приводит французское издание Ouest-France заключение местной прокуратуры. Расследование кражи уже ведётся, но осложняется тем, что в музее не было видеокамер.
Как правило, из сотен похищенных полотен в музеи возвращаются только единицы, а некоторые из них и вовсе уничтожаются самими преступниками, застигнутыми врасплох. АиФ.ru вспоминает самые громкие детективные истории с печальным концом.
«Распятый Христос» в тюрьме
Сальвадор Дали всегда отличался эксцентричностью, а его картина, схематично изображающая распятие Христа, нарисованная специально для американского острова-тюрьмы Райкерс-Айленд, — ещё одно тому подтверждение. Главная достопримечательность исправительного учреждения была создана при любопытных обстоятельствах: в 1965 году знаменитого художника пригласили выступить перед заключёнными нью-йоркской тюрьмы, но накануне поездки 61-летний Дали неожиданно заболел. Чувствуя себя виноватым, сюрреалист специально для заключённых написал картину, которую так и подписал: «Шумным обитателям острова Райкерс на память». При этом мастер попросил, чтобы «Распятого Христа» не прятали от осуждённых, а поместили прямо в столовой. Так оно и было, пока «для безопасности» её однажды не перевесили в фойе подальше от уголовников.
В 2003 году мир потрясла новость о том, что шедевр Дали (который на тот момент оценивали в $200 тыс) сожжён. Преступление организовали сами охранники тюремного учреждения, которые во время «случайного» пожара подменили «Распятого Христа» на подделку. Через некоторое время сознательные сотрудники Райкерс-Айленда заметили, что картина выглядит «как-то не так», и подняли шум. Оказалось, что на стене висит копия.
Горе-охранники, желая скрыть своё преступление, в последний момент решили сжечь оригинал Дали, но наказания им всё равно избежать не удалось.
Караваджо и сицилийская мафия
Похищение картины «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском» Микеланджело Меризи да Караваджо многие искусствоведы ставят на второе место по дерзости и значимости после знаменитой кражи «Моны Лизы» в 1911 году. Почти трёхметровый шедевр крупнейшего мастера барокко ночью 18 октября 1969 года исчез из часовни Сан Лоренцо в Палермо, и главными подозреваемыми в «ограблении века» сразу стали все члены сицилийской мафии. Однако дальше догадок расследование не пошло.
Развязку история получила только 50 лет спустя, когда в 2009 году бывший киллер «Коза Ностры» Гаспаре Спатуцца согласился сотрудничать с полицией и рассказал об известных ему преступлениях. Самым печальным с точки зрения искусства оказалась история о судьбе разыскиваемого шедевра, которую он сам узнал со слов бывшего босса Филиппо Гравиано. Оказывается, украденное мафией полотно Караваджо «до лучших времён» передали на хранение семье Пуллара (ответвлению клана Санта Мария ди Джезу). Необразованные мафиози прятали шедевр (стоимость которого оценивается в $20 млн) на ферме, а после того, как его погрызли крысы и свиньи, сожгли остатки.
Тем не менее у поклонников Караваджо всё ещё остаётся надежда на то, что слова мафиози оказались неправдой. Фактического подтверждения сожжения картины (которое, по словам преступника, произошло ещё в восьмидесятые годы) полиция так и не нашла, поэтому до сих пор «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском» не убирают из списка разыскиваемых произведений искусства.
Люцернский вор
В течение 6 лет Стефан Брайтвайзер держал в страхе мир изящных искусств: только в Швейцарии он ограбил не менее пятидесяти музеев, галерей и церквей, украв 84 вещи. Всего же в коллекции француза нелегально оказалось 239 произведений искусства и антикварных предметов. В отличие от предыдущих похитителей этот грабитель подходил к делу с умом: искусство с детства было его главной страстью, особенно он любил шедевры XVI–XVII веков.
Интересно, что преступник-коллекционер никогда не шёл на сложные ограбления, он действовал нагло и открыто: посреди бела дня снимал вещь со стены или витрины и клал её в рюкзак (если же она туда не помещалась, выносил в руках или выбрасывал в окно). Рано или поздно его должны были застать с поличным. Так и случилось весной 1997 года в галерее Фишер в Люцерне.
Но если Стефан сразу признался в преступлениях, то его мать Мирей Штенгель решила во что бы то ни стало спасти сына от тюрьмы. Она нашла в его квартире награбленное и постаралась всё уничтожить: холсты разрезала, а другие драгоценные улики выбросила на помойку и в канал Рейн.
Казалось, что невосполнимой утратой больше всех был потрясён сам Стефан. Он даже написал книгу «Признания похитителя произведений искусств», где описал свои кражи и дал подробные советы музейной охране о том, как их избежать. За примерное поведение автора книги отпустили досрочно, однако вскоре после освобождения он взялся за старое. И, хотя теперь Стефан действовал осторожнее, его быстро вычислили «по почерку» и взяли с поличным.
Смотрите также:
- С «видом на Кремль». История гениального, но невезучего художника Саврасова →
- «Жареные» шедевры. Скандальные полотна Третьяковской галереи →
- Драматургия на холсте. За что любят картины Василия Перова →