Палитра робота. В Москве представлена картина, написанная программой

Александра Ефимова, Фаина Кутовая / АиФ

Идея проекта заключалась в объединении живописи абстракциониста Василия Кандинского с песней группы «Альянс» «На заре». В небольшом светлом зале музея под звуки рояля начался перфоманс «НейроКандинский». Люди спешили занять сидячие места, так как их было немного — всего один диван. Красочное изображение на экране менялось в такт музыки, в итоге застывая в абстрактную картину. Представление сопровождалось рассказом о жизни и творчестве художника. Казалось, что зрители были готовы к новому шагу в развитии творческих технологий. Во время перфоманса на лицах можно было заметить только лёгкие улыбки и услышать разговоры о том, что обычно считается несовместимым — науке и искусстве. Однако в момент кульминации, когда живая музыка рояля соединилась с «неживым» ремиксом «На заре», в зале наступила тишина и люди начали внимательно следить за ходом представления. 

   
   
Фото: АиФ/ Александра Ефимова, Фаина Кутовая

Данный образец ИИ (искусственного интеллекта) основан на генеративно-состязательных нейросетях — системах искусственных нейронов. Их работа приближена к функционированию головного мозга. Это один из самых распространённых способов для создания произведений с помощью ИИ. Более простой пример ИИ, с которым мы сталкиваемся каждый день, — это предикативный набор и Т9, используемые в смартфоне.

Свет прожекторов, расставленных по периметру зала, менялся в течение перфоманса: в зависимости от цветов на экране и громкости музыки. Картины Кандинского можно даже услышать. Спикер конференции и культуролог Анастасия Четверикова рассказала, что в своей книге художник расписал даже тембры. Например, жёлтый цвет — тембр трубы. Тёмно-синий цвет — виолончель, чёрный цвет — это рояль; тонкая линия — это высокий звук, толстая — низкий. Однако Microsoft пошла по более простому пути: в процессе обучения ИИ она просто использовала несколько картин Кандинского и песню «На заре». 

«У этого робота есть, с одной стороны, некоторый кругозор тех изображений, которые он смотрел раньше, а с другой стороны — некоторый источник вдохновения в виде дополнительной информации. Иногда мы даже в качестве такой информации даем совсем случайные числа. В итоге комбинация одного и другого приводит к новому произведению», — рассказал Владислав Шершульский, директор по перспективным технологиям Microsoft в России.

На презентации работала интерактивная выставка, где были представлены примеры работ ИИ в живописи, литературе и музыке. Она состояла из трёх секторов, каждый из которых был посвящён отдельному виду искусства. На экранах, размещённых на стенде, шло видео, описывающее работу нейросети. Эта информация была представлена также в аудио-формате, и гости могли ознакомиться с ней с помощью наушников. Помимо этого, посетители могли пройти тест Тьюринга и проверить, смогут ли они отличить произведение, написанное ИИ, от работ человека. Например, угадать, какая из обложек Сингапурского Esquire была полностью создана роботом. Желающих проверить свою интуицию было много, и к выставке выстроилась очередь. Сотрудники выставки помогали гостям и отвечали на вопросы об ИИ. 

«Пока отличить работу человека несложно, потому что нейросеть всё равно ещё корявенькая. А впоследствии это как раз и будет экспериментом — проверкой нам. На самом деле, есть некий нюанс. Например, когда я попала на выставку Мунка, я почувствовала трепет, учащённый пульс. И, возможно, от этих картин ИИ мы не почувствуем энергетики. Есть некий энергетический уровень, и человек человека чувствует. А человек робота — пока не знаю», — сказала Четверикова. 

Тем не менее, работы ИИ всё равно впечатляют. Например, Шершульский рассказал о парных динамических портретах, созданных Марио Клингеманном. Они генерируются нейросетью, а изображение на них никогда не будет одинаковым. «Это инсталляция, которая будет развиваться и не повториться за все существование вселенной. Скажите мне, что вас не впечатляет и у вас не бегут мурашки по коже от того, что такое возможно! Этого не мог сделать ни один художник, используя любой инструмент», — прокомментировал Владимир. 

   
   

После перфоманса гостей попросили спуститься на −1 этаж. Белая винтовая лестница привела в обширный белый зал, где уже были расставлены стулья и сидели эксперты. На дискуссии обсуждали главный вопрос: можно ли считать работу, созданную ИИ, произведением искусства. Беседа была оживлённая: иногда зрители не дожидались окончания речи спикеров, желая как можно скорее высказать своё мнение.

Фото: АиФ/ Александра Ефимова, Фаина Кутовая

В результате онлайн-голосования, проведённого среди гостей, 51% согласились с тем, что работы ИИ — произведение искусства. Например, посетитель презентации Антон Ельников, менеджер по продуктам компании Flowwow думает, что «любое произведение, которое вызывает эмоциональный отклик, может считаться произведением искусства». 

С ним согласна и гостья Мария Гунина, менеджер киберспортивной команды Winstrike: «Люди склоны видеть символы в чем угодно, через призму своего сознания пропускать что угодно, даже в зеленом шарике видеть угнетения. С этой точки зрения, почему это не может быть искусством? Конечно, может». 

Однако ценителям искусства в его классическом виде не стоит переживать. Пока что роботы не смогут заменит настоящих художников. Спикер конференции и психофизиолог Вячеслав Лебедев сказал, что работа мозга ещё не изучена до конца, а значит, нейросеть не может полноценно заменить человека: «Возможно, когда мы полностью изучим работу нашего мозга (а это будет нескоро), тогда ИИ может подражать творческому процессу человека».

Шершульский также подтвердил, что ИИ будет только помогать людям: «Нет идей заменять — есть идея или работать лучше, или работать вместе».