«Негритянская музыка». За что нацисты не любили произведение Карла Орфа?

Именно это произведение прозвучит в Конгресс-центре им. Плеханова 19 апреля в исполнении Госхора им. Свешникова и Симфонического оркестра Министерства обороны РФ.

   
   

Творение вагантов

– Carmina Burana – произведение из очень короткого и ёмкого списка под названием «Музыка на все времена», – рассказал «АиФ» худрук Госхора им. Свешникова Евгений Волков. – Почему она столь знаменита, столь любима? Наверное, потому, что, наряду с запоминающимся тематическим материалом, яркой вокально-оркестровой «оправой», убедительной драматургией это сочинение вступает в резонанс с сегодняшним днём – и по звучанию, и по содержанию. А ещё в силу особой, необъяснимой притягательной «энергетики шедевра» – это когда музыка буквально заставляет себя слушать. Как же уважающему себя исполнителю можно пройти мимо такой красоты?

Евгений Волков. Фото: Отдел внешних связей Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова

– У этого произведения есть своя история?

– Полное название кантаты – «Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями». Бойерн – бенедиктинский монастырь в Баварии, где была найдена рукопись, названная Codex Buranus и ставшая источником поэтических текстов сочинения. Этот манускрипт, ныне хранящийся в Мюнхене, датируется XIII в., в нём 315 текстов. Крупнейший сборник творений вагантов – средневековых стран­ствующих поэтов.

На момент написания своего самого известного опуса Карл Орф приближался к сорокалетию. Он был дирижёром, педагогом (созданная композитором система обучения музыке применяется до сих пор, в том числе и в России), активно и успешно сочинял. Стихи из Бойернского кодекса впервые прочёл, как ни странно, в английском переводе, заинтересовался, ознакомился с оригиналом, отобрал 24 стихотворения и создал музыку, отправляя которую в издательство, сопроводил словами: «Всё, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, можете уничтожить. С Carmina Burana начинается моё собрание сочинений». Премьера состоялась 8 июня 1937 г. на сцене Франкфуртской оперы.

В кантате, которую исполнит Хор им. Свешникова, соединяются прошлое и настоящее. Фото: Отдел внешних связей Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова

Жить «по естеству»

– Эти тексты актуальны и сейчас? Почему?

– Актуален сам образ «собирательного персонажа» – человека, соприкоснувшегося с христианской традицией и отдалившегося от неё, решившего жить «по естеству», отдаваясь круговороту жизни и круговращению судьбы. Размышления композитора об этом духовном пути не могут не «зацепить» нас.

   
   

– Почему нацисты посчитали Carmina Burana «баварской негритянской музыкой»?

– Это слова Альфреда Розенберга. Ну, во-первых, в кантате есть джазовые элементы, есть танго, есть активная перекличка с современными Орфу массовыми жанрами. Во-вторых, заправилам рейха основная мысль кантаты – приглашение тех, кто решил, что их души мертвы, к раздумьям над последствиями, духовная борьба с расчеловечиванием человека – не могла быть близкой. Однако сочинение в список «дегенеративной музыки» не попало и запрещено не было.

– Что за видеоряд будет показан во время исполнения?

– Сценически-визуальное решение разработано специально для данного концерта режиссёром Александром Саргиджяном. По его словам, в основе концепции лежит «видение кантаты как своеобразного «музыкального слепка» ХХ в. Размышления о столетии, стремившемся к свету, но зачастую погружавшемся во тьму, использовавшем во зло то, что задумывалось как великое благо. О столетии, оставившем нам в наследство загадки о мире, Боге и человеке». Так что визуальная партитура, соединяющая прошлое с настоящим, никого не оставит равнодушным!

Смотрите также: