«Музыка меняет людей». Организатор «Музыкального Олимпа» — о конкурсе

Санкт-Петербург уже в 22 раз принимает международный фестиваль «Музыкальный Олимп». Его основатель и бессменный руководитель — Ирина Никитина, музыкант, общественный деятель, продюсер, ведущая программ на телеканале «Культура». По её словам, уникальность фестиваля в том, что он представляет публике молодые дарования, победителей престижных международных конкурсов.    
   

В Петербурге выступают дирижёры, пианисты, вокалисты, скрипачи, виолончелисты и гитаристы, а также исполнители, играющие на более экзотических инструментах: валторне и вибрафоне. Всего же участвует 20 музыкантов из 18 стран. Никитина рассказала «АиФ», кто примет участие в фестивале, а также каково это — выступать в следственном изоляторе.

Парад победителей

Елена Петрова, АиФ.ru: Ирина Анатольевна, конкурсов в мире проходит много. Значит, много и победителей. Как вы выбираете тех, кого приглашаете в Петербург?

Ирина Никитина: Со времени создания «Олимпа» в 1996 году мы связаны со Всемирной федерацией международных музыкальных конкурсов в Женеве. Там сразу пришли в восторг от нашей идеи. И с тех пор мы с ними работаем в тесном единстве, не пропускаем ни одного крупного конкурса и их победителей. К сожалению, заслуженная победа не всегда становится гарантом востребованности. Планы оркестров и концертных залов расписаны на годы вперёд, и далеко не все из них готовы рискнуть и открыть двери для новых исполнителей. Наш фестиваль был создан в 1996 году именно для того, чтобы дать уверенность молодым музыкантам, что их ждут, что слушатели ценят их. 

Фестиваль взял на себя и функцию продюсера, приглашая музыкальных агентов из разных стран, а также проводя ежегодные концерты-презентации в Нью-Йорке, Берлине, Цюрихе. 

— Самые молодые участники фестиваля — это победители Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик»?

   
   

— Я долго была против участия вундеркиндов, но в течение последнего времени мы сотрудничаем со «Щелкунчиком». И теперь у нас выступает восьмилетняя россиянка Софья Тюрина, играющая на саксофоне-альте, и одиннадцатилетняя британская скрипачка Лея Чжу, ставшая лауреатом в 2015 году, когда ей было 9 лет. Лея делает фантастическую карьеру. 

— В этом году к музыкантам из Европы, Азии, Латинской Америки впервые прибавилась посланница из Африки. Кто она?

— Это египтянка Фатьма Саид, сопрано, завоевавшая Гран-при конкурса в Дублине. 

— Заключительный концерт состоится в Большом зале филармонии. Событие это особое ещё и потому, что концерт посвящён памяти главы виолончельной школы Петербурга Анатолия Павловича Никитина, вашего отца, ушедшего из жизни 27 февраля этого года. Вы сами составили программу вечера? 

— Посвятить концерт памяти отца не моя идея, она принадлежит Кристофу Краузе и дирижёру Лукасу Вондрачеку. Они не были его учениками, но, конечно, знали этого музыканта и посчитали важным отдать дань уважения.

Как меняет музыка

— По традиции в программу фестиваля входит мастер-класс. Кто его даст в этом году?

— Он пройдёт в Консерватории, и проведёт его тот же Кристоф Краузе. Кстати, в первый раз сам Краузе был участником «Олимпа» в 2011 году, а теперь приглашён вновь как победитель стразу трёх международных конкурсов 2016 года в Австрии, Китае и США. Закончится же наш фестиваль 4 июня, лучшему исполнителю будет вручён приз зрительских симпатий.

— Вы не любите афишировать благотворительную деятельность. Тем не менее мы знаем, что фестиваль уже провёл концерт в следственном изоляторе «Кресты». Всё прошло успешно? Ведь содержащиеся там люди очень далеки от классики.

— Да, начиная с 2012 года мы проводим благотворительные концерты для людей, находящихся в сложной ситуации и физически не имеющих возможности посетить залы. Выступление в «Крестах» было удивительным. Когда людей привели в зал, они выглядели совершенно равнодушными. А выходили совсем другими, просто орлами! Как же меняет людей музыка! Следующие наши концерты пройдут в детском хосписе и в доме ветеранов войны.

Смотрите также: