Итальянская и российская стороны - Галереи Уффици и Пушкинский музей - намерены уйти от штампов и не только показать великого художника «певцом абсолютной красоты», но и дать возможность московской публике прочувствовать его картины. Итальянские кураторы выставки сосредоточили внимание на том, как Рафаэль изображает лицо человека. Портрет занимает в его творчестве центральное место, это его характерная особенность. «Выставка высвечивает то самое главное, что есть в творчестве Рафаэля. До него было принято писать лица созерцательными, - говорит
Айке Д. Шмидт, директор Галерей Уффици. - А у него они становятся мыслящими, абсолютно живыми, не абстрактными. На этой выставке все работы такие - начиная с «Автопортрета» и заканчивая «Экстазом святой Цецилии».
«В его письме есть что-то сверхчеловеческое», - говорят искусствоведы. Это новый тип ренессансного портрета, в котором лицо, наделённое узнаваемыми чертами конкретного человека, предстаёт и как обобщённый образ своего времени. «Выставка долгожданная, но трудно себе даже представить, сколько она стоит, - рассказала Марина Лошак, директор ГМИИ им. Пушкина. - Нам никогда бы её не осуществить, для этого нужны средства и мотивированность спонсоров. И потому исключительные слова благодарности в адрес генерального спонсора компании «Роснефть».
«Крупнейшая российская нефтяная компания счастлива способствовать приезду шедевров Рафаэля в Москву и считает своё участие в этом признанием в любви великому итальянцу и прославленному российскому музею», - считает
Михаил Леонтьев, представитель «Роснефти». 8 живописных и 3 графические работы Рафаэля показывает сейчас Пушкинский. В тишине зала слышны звуки мастерской художника - вот он готовит холст, краски, смешивает пигменты, перебирает инструменты. Вот шуршит карандаш или уголь, когда рисунок переносят на деревянную основу, - создание шедевра становится осязаемым…
Рафаэль с нами, и мы отлично его слышим.