Маньяк, тайна и шедевр. Как похищение сделало «Мону Лизу» суперхитом

Фрагмент картины Леонардо да Винчи «Джоконда». © / www.globallookpress.com

21 августа 1911 года французский художник Луи Беру зашёл в самый знаменитый музей Парижа и направился в Салон Каре, где пять последних лет висела картина Леонардо да Винчи «Джоконда»: Луи как раз рисовал с неё копию. Дойдя до нужного места, месьё Беру в удивлении уставился на пустую стену, откуда торчали четыре железные скобы. Он протёр глаза, но ничего не изменилось. Художник немедленно обратился в охрану, и там отреагировали весьма лениво. «Что? Нет на месте? А-а-а, ну, наверное, её понесли фотографировать в целях рекламы. А сейчас у нас обед, извините». Только через несколько часов Луи со скандалом добрался до директора Лувра, и началось разбирательство. Выяснилось — картина вовсе не у фотографов. «И где же она?». «О Боже! Неужели её украли?». Поднялась страшная беготня. Лувр сразу закрыли для посетителей (и не открывали целую неделю). Служители смотрели всюду — под кушетками, под лестницами, в уборных: никому не верилось, что «Джоконду» можно запросто вот так взять и вынести из здания, где работают сотни людей. Тем не менее, картина не нашлась. Полиция Парижа официально объявила — шедевр Леонардо да Винчи, написанный им между 1503 и 1506 гг., бесследно исчез. Самое ужасное — не было даже никаких идей, что могло с ней случиться. Похититель не оставил ни единой улики.

   
   

«Украли русские и немцы»

Началась настоящая паника. Правительство уволило всю администрацию Лувра и закрыло границы, чтобы не допустить вывоза «Моны Лизы» (как выяснилось позже, это ничуть не помогло). Арестовали французского поэта Гийома Апполинера, в одном из интервью допустившего высказывание — «я с удовольствием сжёг бы Лувр». Вызвали на допрос в участок Пабло Пикассо (тогда ещё не столь известного) в качестве друга Апполинера и задавали ему вопросы с пристрастием — не мог ли Пикассо, как художник, украсть картину для возбуждения персонального вдохновения? Ведь от художников-то всего можно ожидать! Газеты изощрялись в версиях, тема «Джоконды» не сходила со страниц. В краже обвиняли спецслужбы давнего врага — кайзеровской Германии, разумеется, жандармов из России (ибо Россию всегда популярно в чём-то обвинять), и международный преступный синдикат. За 2 года лицо «Джоконды» украсило тысячу первых полос газет. Даже чудовищная по масштабам катастрофа «Титаника» в 1912 году с огромными человеческими жертвами не вытеснила из прессы тему «кражи века». Публика раскупала открытки с изображением загадочно улыбающейся средневековой девушки, танцовщицы в «Мулен Руже» выступали в масках Джоконды на лицах. Сейчас трудно поверить, но до кражи популярнейшая сейчас картина была известна лишь узкому кругу знатоков искусства: специалисты не считали её удачной работой Леонардо да Винчи. Теперь же о Моне Лизе узнал весь мир. Однако, поиски были тщетны. Картина пропала.

Место, на котором висела картина Леонардо да Винчи «Джоконда». Фото: www.globallookpress.com

«Она отдаёт мне приказы»

Шедевр стащил из Лувра бывший работник музея — 30-летний итальянец, некто Винченцо Перуджа. Первоначально полиция полагала, что вор заранее спрятался в шкафу, переждал там ночь, а утром без свидетелей забрал картину. Но всё оказалось куда прозаичнее. Винченцо знал Лувр как свои пять пальцев, поэтому в 7 часов утра 21 августа 1911 года он спокойно вошёл через дверь, предназначенную для сотрудников — одетый в белую музейную униформу. По понедельникам Лувр закрыт для посетителей, залы пустынны — и это облегчило Винченцо задачу. Он без проблем снял «Мону Лизу» со стены, завернул её в одежду и покинул здание. На улице его хорошо рассмотрел торговец лавки, который удивился, почему человек бежит из музея, держа в руках подозрительный свёрток. Впрочем, показания лавочника не помогли полиции — как и снятые отпечатки пальцев вора.

Самое главное — в рамках обысков у бывших и настоящих сотрудников Лувра полицейские явились и на съёмную квартиру Перуджа. Тот держался очень уверенно и объяснил — он весь день работал в совершенно другом месте, далеко от музея. Блюстители порядка поверили ему на слово и ушли, а Винченцо вместе с краденой картиной перебрался в Италию. Дальнейшее поведение вора напоминает стиль классического маньяка-похитителя. Целых два года он хранил картину в ящике под кроватью и доставал оттуда для задушевных бесед, предварительно заперевшись на ключ. Общение становилось всё теснее, и в итоге у Перуджи «поехала крыша» — ему стало казаться, что Джоконда управляет им, подчиняет себе и отдаёт приказы.

Винченцо Перуджа. Источник: Public Domain

Вор впал в полное расстройство. Он захотел избавиться от «Моны Лизы», разбогатеть и уплыть в Южную Америку. Правда, знакомых коллекционеров искусства у него не было, и поэтому Винченцо принял совершенно гениальное решение. Он пришёл к Альфредо Джери, владельцу арт-галереи во Флоренции, и предложил купить картину. Джери связался с директором музея Уффици Джованни Поджи, тот в шоке подтвердил — перед ними подлинный шедевр Леонардо да Винчи. Оба забрали «Мону Лизу» — «для показа клиенту» — и вызвали полицию, задержавшую похитителя в гостиничном номере. «Джоконда» торжественно проехала по выставкам всей Италии, сопровождаемая восторгом и обожанием публики, и 4 января 1914 года с большой помпой была возвращена во Францию, где заняла своё место в Лувре под круглосуточной вооружённой охраной.

   
   

Заговор авантюристов

Так зачем же Винченцо Перуджа стащил картину? Об этом спорят до сих пор. Сам итальянец получил за «кражу века» всего шесть месяцев тюрьмы и после освобождения охотно раздавал интервью. Он заявил, что преследовал цель вернуть творение Леонардо на родину — так как «Джоконда» вместе с другими итальянскими предметами искусства была украдена Наполеоном. Император Франции в начале XIX века действительно забрал из оккупированной Италии в Лувр кучу картин, однако «Мона Лиза» в их числе не была: Леонардо да Винчи сам привёз свой шедевр в дар французскому королю Франциску Первому, когда работал в Париже придворным художником. Это случилось аж за 250 лет до рождения Наполеона, так что император тут точно ни при чём. Тем не менее, итальянские журналисты горячо расхваливали Перуджа как патриота Италии. «Но он же жулик!», — говорили им с возмущением французы. «Да, но это наш жулик, самый замечательный на свете!», — с восторгом отвечали итальянцы.

Вторая версия «кражи века» — якобы похищение заказал аргентинский авантюрист, «маркиз» Эдуардо де Валфиерно, вместе с реставратором Ивом Шадроном заранее изготовивший шесть копий «Моны Лизы» и планировавший затем продавать их богатым коллекционерам по всему миру — как «ту самую украденную картину». Правда, Винченцо Перуджа отрицал любое знакомство и общение с Валфиерно, но кто знает, как там оно было на самом деле...

С «Джокондой» впоследствии происходило много всего, включая и нападение безумцев с кислотой, и кидание в неё чашками, и попытки залить красной краской, и «проживание» в тайных хранилищах при оккупации Парижа в 1940-1944 гг. нацистскими войсками: шедевр прятали французские патриоты, поскольку им интересовался лично Геринг. Но больше картину уже не похищали. Сам Винченцо Перуджа умер 8 октября 1925 года, в возрасте 44 лет — в свой день рождения. Он надеялся ранее, что на его похороны соберётся вся Италия: однако о смерти «вора столетия» газеты почти не сообщали. Забавно, что «Мона Лиза» не была бы столь известной в мире и узнаваемой даже детьми, если бы не выходка одинокого чудака. Сейчас подобное событие наверняка назвали бы «вирусной рекламой»...