Макет «Динамо» и Петровский док. Чем удивила выставка Denkmal

Макет стадиона «Динамо». © / Алексей Виссарионов / АиФ

На три дня Старый Гостиный двор в Москве превратился в центр культуры и истории. Произошло это благодаря IV Международной специализированной выставке по сохранению и реставрации культурного наследия и музейных технологий «Denkmal, Россия — Москва 2017».

   
   

Практически по всему торгово-выставочному комплексу раскинулись павильоны, представляющие лучшие российские, итальянские и немецкие компании в области реставрации. Каждая из них не только рассказывает про собственные достижения в области сохранения культурного наследия, но и наглядно демонстрирует, как это делает и к каким методикам прибегает. Например, молодые итальянские мастера в белых халатах на глазах у публики восстанавливают старинный стол — сначала соединяют части каменной плиты, а затем приступают к отделке повреждённых ножек. Русские же умельцы снимают кальку с фрески и показывают реставрацию изразцов XVII века с колокольни Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе — убирают известь с керамической плитки с помощью деревянных и зубоврачебных инструментов. Неподалёку от них коллеги из Германии демонстрируют отделочные материалы и церковные витражные стёкла.

Итальянские мастера восстанавливают старинный стол. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

«Немецкий коллективный стенд на Denkmal мы представляем уже в третий раз. Общая площадь нашей выставки около 300 квадратных метров, на которой представлены 16 компаний из Германии. Мы демонстрируем три главных направления: рассказываем про реставрацию исторического стекла и витражей церковных старых зданий, консультируем людей по вопросам защиты зданий от влаги и представляем специальное реставрационное оборудование, которое можно использовать и в строительстве.

На наш взгляд, принципиальной разницы в методиках реставрации у России и Германии не существует, однако нам есть чему друг у друга поучиться. Наша страна видит Россию в качестве перспективного рынка для предоставления реставрационных услуг и материалов. Ну, и, конечно, же, немецким компаниям интересно, как работают российские конкуренты», — рассказывает представитель немецкого коллективного стенда Берит Хеннинг.

Один из самых больших и интересных стендов принадлежит Правительству Москвы. Он выполнен в форме звезды, каждая грань которой посвящена отдельному проекту. Например, на первой в форме вертящихся кубов показаны самые яркие проекты конкурса «Московская реставрация — 2017», на второй — макет стадиона «Динамо», на третьей — трудятся реставраторы, рядом с ними красуются фотографии объектов благоустройства и реставрации в историческом центре Москвы и висит карта 1907 года. На другой грани располагается зона презентаций.

«Мне кажется, что наш стенд — один из самых впечатляющих, потому что Москва, на самом деле, уделяет огромное внимание реставрации. Очень много объектов восстанавливается, объёмы растут, и программа нашего стенда тоже совершенствуется. Например, в рамках Denkmal, мы организовали интересный семинар по охране культурного наследия. А вчера презентовали книгу „Москва охраняется государством“, которая посвящена столетию органов охраны памятников архитектуры Москвы», — рассказала пресс-секретарь Департамента культурного наследия города Москвы Юлия Морозова.

Действительно, всего с 2011 по 2017 год в Москве отреставрировали 904 объекта культурного наследия. В результате чего, число столичных памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось в 5,3 раза — с 1325 объектов в 2010 году до 249 в 2017 году.

   
   
Реставрация иконы. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

От России на выставке присутствуют не только московские компании. Например, центр подводных исследований Русского географического общества из Санкт-Петербурга представляет интересный проект по переустройству Петровского дока в Кронштадте в Музей подводной археологии.

«Петровский док был построен в 1752 году и более 300 лет функционировал по своему прямому назначению — осуществлял ремонт кораблей. После 90-х годов его долгое время не эксплуатировали, поэтому он стал разрушаться. Теперь использовать его, как и раньше, уже не получится. В связи с этим, мы предложили проект по его сохранению и модернизации — это Музей подводной археологии», — рассказала руководитель службы коммуникаций Надежда Артищева.

И таких проектов действительно много. На выставке можно узнать про любую область в деле реставрации, причём не только культурных, но и духовных объектов. Увидеть, как восстанавливают икону или золотят барельеф сусальным золотом.

Золочение сусальным золотом. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Неподалёку в конференц-залах проходят семинары и презентации, а на самих стендах — проводятся практические занятия. За прямоугольным столом министерства культуры Российской Федерации сидят люди в голубых перчатках и аккуратно передают друг другу дагерротипы (металлическое изображение на пластинке, сделанное посредством фотографии — прим. ред.). Они внимательно рассматривают изображения, прощупывают поверхность пластинок и слушают лектора, который рассказывает историю этих спасённых экспонатов.

Мастер-класс. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Ежегодно, на семинары и выставку Denkmal собирается порядка пяти тысяч гостей и участников. Именно поэтому её считают одним из крупнейших европейских форумов по вопросам охраны архитектурного наследия.