В Крыму прошёл первый в России фестиваль творческих сообществ «Таврида-Арт», в котором приняли участие свыше 45 тыс. молодых людей.
— Чего было больше на фестивале «Таврида» — политики, творчества? Я бы сказала, что больше всего там было свободы. В истории нашей страны случалось немало молодёжных форумов, фестивалей, «тусовок» разного толка. Но атмосфера на «Тавриде» действительно была уникальной. Вход был открыт для всех. И для уже состоявшихся, и для начинающих музыкантов, поэтов, художников, граффитистов... Важно, что «Таврида» не превратилась в банальное обучение, когда великие мэтры учат юных и несмышлёных, а те слушают и мотают на ус. Нет, фестиваль был именно фестивалем — очень демократичным, открытым. Там не было учителей, все были учениками и учились друг у друга. И любой мог тут же, на месте, организовать какой угодно культурный продукт — прямо на фестивальной площадке создавались скульптуры, инсталляции и т. п.
Точно таким же богатством человеческих контактов отличается конкурс «Лидеры России». О нём часто говорят только как о новом социальном лифте, но, на мой взгляд, значение конкурса куда больше. Это расширение сети живого, творческого человеческого общения. Как и на площадках фестиваля, на конкурсе управленцев его участники искали и находили единомышленников, рождали новые идеи. Сегодня это огромная команда, тысячи людей. Своего рода большой проектный офис, охватывающий территорию всей страны. Приезжая из региона в регион, конкурсанты списываются друг с другом в соцсетях и мессенджерах, договариваются о встречах, обсуждении новых проектов.
И на Эльбрус люди тоже пошли не просто так. Практически каждый участник «Лидеров России» — состоявшийся человек и мог бы совершить восхождение самостоятельно. Но им важно сделать это вместе. Сделать в команде. И это очень здорово!