Кто и как спасает шедевры?

Категория:  Произведения Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 14/04/2021

Говорят, что возникли трудности с реставрацией полотна И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». А есть примеры, когда картину восстанавливали и возвращали в зал?

   
   
Ответ редакции

Такие случаи есть. Так, полотно Тициана «Се человек!» (1543 г.) похитили в Москве в 1927 г., а вернули в экспозицию лишь в 2020 г. Из холста злоумышленник тогда вырезал центральную фигуру Христа. Спустя 4 года картину, свёрнутую в трубку, обнаружили в железном баке, зарытом в землю. В запасниках ГМИИ им. Пушкина картина провела 80 лет. А на реставрацию ушло 3 года. «Похитители выкрасили изнутри бак, где хранили полотно, масляной краской, чтобы не проникала влага, — рассказал художник-реставратор ГМИИ им. Пушкина Николай Колесников. — Но на картине всё равно появились участки, где изменения оказались необратимы. К счастью, под слоем реставрационного грунта, нанесённого в 1931 г. реставратором музея Василием Яковлевым, сохранились большие участки авторской живописи. Тщательные физико-химические исследования помогли приоткрыть тайну создания картины и подобрать для тонировок те же пигменты, которыми пользовался Тициан».

Картину «Святой Лука» Франца Хальса пришлось восстанавливать после неправильного хранения в квартире похитителя, где холст провёл 2 года. Восстановили и полотно «Бассейн в гареме» Жан-Леона Жерома, которое в 2001 г. вынесли днём из Эрмитажа. Дерзкое похищение раскрыли в 2006 г. На восстановление картины ушло несколько лет.