В первой половине осени большие и сложные молекулы зелёного пигмента растений (хлорофилла) начинают разрушаться. Молекулы жёлтых и красных пигментов, которые также содержатся в листьях, более простые по строению и потому более устойчивы к распаду. Именно они и обуславливают всё великолепие золотой осени, которую поэт назвал «короткой, но дивной порой».
Вполне естественно желание в это время запечатлеть то буйство красок, которое вспыхивает буквально на 2–3 недели. Для съёмки осенних пейзажей лучше выбрать солнечный день. В этом случае все цвета будут иметь максимальную интенсивность.
Визуально различают три стадии золотой осени. Первая – листья пожелтели, но ещё остаются на деревьях, трава под ними зелёная. Вторая – жёлтые листья частично опали, в жёлтый цвет окрашены и поверхность земли, и деревья. Третья – все листья опали, на их фоне графично выделяются стволы и ветки деревьев.
Наиболее живописна вторая стадия. Однако есть опасность, что пейзаж превратится в «жёлтую кашу». Чтобы этого не случилось, лучше, если свет во время съёмки будет боковой или контровой (фото 1).
Если день не очень солнечный, то прибегаем к уже известному приёму фотографирования растений – использованию цветового контраста. На фото 2 барбарис в осенней окраске прекрасно выделяется на фоне ещё зелёной растительности.
Голубое небо – отличный фон для съёмки осенних пейзажей (фото 3). Согласно законам гармонии, холодные оттенки голубого и синего хорошо сочетаются с тёплыми – жёлтым, красным и оранжевым. Если в кадр попадает ещё и поверхность воды, в которой отражаются и небо, и золотисто-багряные деревья, то у вас есть все шансы сделать снимок, который станет украшением вашего фотоальбома.