Какой европейские художники увидели Россию?

Категория:  Произведения Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 27/02/2019
Ответ редакции

Уникальная выставка акварели и графики английских, германских, голландских и других западноевропейских художников XV–XX вв. из коллекции алексея Егорова открылась в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки.

   
   

Из 207 работ, что на ней представлены, многие сделают честь не только частным коллекциям, но и крупным музеям. Здесь есть шедевры Томаса Гейнсборо и Уильяма Тёрнера, Питера Брейгеля-старшего и Густава Климта (на выставку каждого из них народ был готов стоять часами).

В. Беер. «Хлеб да соль». 1874 г.  репродукция

Но не в одном этом уникальность данного собрания. Многие из произведений относятся к так называемой россике – это работы, созданные художниками, которые часть жизни провели в России. В таинственную (и оттого ещё более притягательную) страну гипербореев стремилась и молодёжь (в надежде на карьерный рост), и уже умудрённые опытом мастера (за вдохновением). Так, немецкий художник Т. Горшельт добровольцем участвовал в кавказских кампаниях, служил художником при штабе А. Барятинского. Увиденное там – портреты офицеров, батальные сцены – он отобразил в серии цветных литографий. Не менее любопытна и серия работ английского художника Д. О. Аткинскона (его привезли в Россию еще 9-летним ребёнком), посвящённых быту и развлечениям русского народа: зимняя рыбалка и охота, нищие и крестьяне, обряды крещения и венчания. Российские власти такой интерес поощряли – это расширяло контакты с Западной Европой, помогало взаимопроникновению культур.

«Эта выставка – вторая часть нашего проекта, – объясняет идею Алексей Егоров. – Тогда можно было увидеть работы художников из Италии, Франции и Испании. Здесь же мы расширили и временные, и географические рамки. На выставке представлены и мастера Северного Возрождения (Дюрер, Кранах, Рембрандт), и яркие фигуры модерна (А. Муха, Г. Климт и пр.). Их графические произведения выставляются редко, поэтому они, безусловно, интересны ценителям искусства».

Д. О. Аткинсон. «Крещение». 1803–1804 гг. репродукция