Какие есть типы оперных голосов и чем они отличаются?

Категория:  Культура
Ответ редакции

Существует несколько классификаций певческих голосов в соответствии с различными характеристиками: силой голоса, его подвижностью, отчетливостью и др. Наиболее распространена классификация с учетом пола артиста и его музыкального диапазона. Так, к женским голосам относятся сопрано, меццо-сопрано и контральто, к мужским — контртенор, тенор, баритон и бас. При этом некоторые из них делятся на более узкие подвиды. Чем отличаются разные виды певческих голосов, рассказывает АиФ.ru. 

   
   
Нажмите для увеличения

Женские певческие голоса

Самым высоким из женских голосов и голосов в общем является сопрано. Его вокальный диапазон — от первой до третьей октавы, от ноты С4 до А5 (в хоровом пении) или до С6 (в оперном пении). Согласно русской музыкальной традиции, сопрано подразделяется на:

— драматическое (мощный голос с богатым средним регистром);
— лирико-драматическое (промежуточный вид голоса);
— лирическое (голос с мягким тембром, лучше всего удаются ноты второй октавы);
— лирико-колоратурное (выделяются ноты головного звучания);
— колоратурное (самый высокий голос, способный исполнять скачки, арпеджио, гаммообразные пассажи и т. п.).

К классическим оперным партиям сопрано относятся партия Изольды в опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, Клеопатры из «Юлия Цезаря в Египте» Г. Ф. Генделя, Людмилы из «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, Татьяны из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского.

Следующий по высоте женский голос — меццо-сопрано. Его рабочий диапазон находится в пределах А3—А5. Этот голос отличается насыщенностью и полнотой звучания в «середине», а также мягкостью и объемностью звучания грудных нот. В русской музыкальной традиции тембр меццо-сопрано ощутимо отличается от центральных и высоких сопрано, для него характерен насыщенный, глубокий звук, немного тяжеловесный. В свою очередь, меццо-сопрано также подразделяется на драматическое, лирическое и колоратурное. Классическими примерами партий меццо-сопрано являются партия Золушки из одноименной оперы Дж. Россини, Кармен из одноименной оперы Ж. Бизе, Маргариты из «Осуждения Фауста» Г. Берлиоза, Марины Мнишек из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского.

Контральто — самый низкий из женских певческих голосов, обладающий широким диапазоном грудного регистра. Вокальный диапазон контральто — F3/G3—F5/G5. Этот голос отличается густыми, насыщенными нотами во второй октаве. В отличие от меццо-сопрано и сопрано, контральто может озвучивать все ноты малой октавы. Лучше всего обладательницам контральто удается исполнять низкие ноты. В опере для контральто композиторы часто писали партии молодых юношей. К оперным примерам контральто относят партию Вани из «Ивана Сусанина» М. И. Глинки, Ольги из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, Орфея из «Орфея и Эвридики» К. В. Глюка.

Мужские певческие голоса

Самым высоким из мужских голосов считается контртенор. Его вокальный диапазон находится в пределах E3—E5. Раньше встречался крайне редко, однако сейчас приобретает все большую популярность. Контртеноры, как правило, исполняют партии, изначально написанные для кастратов (певцов в эпоху барокко, которых кастрировали в мальчишеском возрасте, чтобы сохранить высокий голос), мужские партии, написанные для женских голосов, и фольклор. Писать партии специально для контртеноров начали только в XX веке. 

   
   

Среди партий, предназначавшихся для кастратов, но сегодня исполняющихся контртенорами, называют Геркулеса из «Выбора Геркулеса» Г. Ф. Генделя, Ясона из одноименной оперы Ф. Кавалли, Аполлона, Зефира и Гиацинта из «Аполлона и Гиацинта» В. А. Моцарта. Партии Ратмира из «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, Амура из «Орфея и Эвридики» К. В. Глюка, Федора из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского были написаны для женского голоса, но также исполняются контртенорами. Специально для контртенора писались партии Люцифера из «Падения Люцифера» Д. Бергона, Вакха из «Ариадны» А. Гера, Байрона из одноименной пьесы А. Карла.

Тенор — второй по высоте мужской голос. Его рабочий диапазон — С3—С5. Для тенора очень важны ноты верхнего регистра. Если у исполнителя слабые или и вовсе отсутствуют верхи, он не может быть солистом. Знаменитое «теноровое» до — до второй октавы. Существует несколько разновидностей тенора в зависимости от характера и силы звучания:

— тенор-альтино (очень редкий тип голоса со звонкими верхними нотами, диапазон которого может доходить до F5);
— лирический (обладает большой подвижностью и певучестью);
— лирико-драматический (способен исполнять партии как лирического, так и драматического репертуара, однако в драматизме уступает драматическому тенору);
— драматический (сильный голос с ярким тембром);
— баритональный (обладает чертами баритона и тенора, по силе звучания может приближаться и к лирическому, и к драматическому тенору, при этом верхний участок диапазона у него короче).
К примерам партий, написанных для тенора, можно отнести Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Зигфрида («Зигфрид» В. Р. Вагнер), Отелло («Отелло» Д. Верди), Фауста («Фауст» Ш. Ф. Гуно) и многие другие. У тенора очень широкий оперный репертуар.
Средний мужской голос — баритон. Вокальный диапазон баритона — А2—А4. Выделяют несколько видов этого голоса:
— лирический баритон (легко звучащий, однако с характерным баритональным оттенком);
— лирико-драматический баритон (яркий и сильный, может исполнять и лирические, и драматические партии);
— драматический баритон (обладает более глубоким звучанием, мощно звучит на центральном и верхнем участках диапазона);
— бас-баритон (промежуточный голос между баритоном и басом, как правило, обладает менее свободным верхом, при этом нижние ноты более массивные, звучание в центральном регистре мощное, иногда напряженное).
Примерами баритона являются партии Меркуцио («Ромео и Джульетта» Ш. Ф. Гуно), Дона Жуана («Дон Жуан» В. А. Моцарт), Онегина («Евгений Онегин» П. И. Чайковский).
Самый низкий певческий голос — бас. Отличается очень глубоким и полным звучанием. Рабочий диапазон баса находится в пределах E2/F2—E4/G4. По высоте голоса различают следующие разновидности баса:
— бас-кантанте (высокий бас, певучий, обладает светлым и ярким звучанием, может напоминать баритональный тембр);
— центральный бас (ярко выраженный басовый тембр, насыщенное звучание нижнего диапазона, однако иногда певцы с этим типом голоса могут испытывать проблемы с нотами верхнего участка диапазона);
— бас-профундо (низкий бас, обладает особенно густым басовым колоритом, раскатистый тембр, короткий «верх» при глубоких и мощных низких нотах).
Примеры баса можно услышать в партиях Бориса Годунова в одноименной опере М. П. Мусоргского, Квазимодо («Эсмеральда» А. С. Даргомыжского), Лоренцо («Ромео и Джульетта» Ш. Ф. Гуно).

Смотрите также: