Художник русских Советов. Васнецову предрекали, что его картины умрут

Портрет В. М. Васнецова работы Кузнецова Н. Д., 1891 год. © / репродукция

Честь сомнительная - среди 36 действительных членов этого общества не найти сколько-нибудь громких имён. Но общество это, созданное «сверху» (генерал-губернатором Москвы), явно в них нуждалось. Выбор был сделан верный - Васнецов и есть отечественная историческая живопись как таковая.

   
   

Считается, что те, кто родился в мае (а он появился на свет именно в этом месяце), будут всю жизнь маяться. И в данном случае прислушаться к народному поверью стоило. Не то чтобы Виктору Васнецову так уж не везло. Однако маета началась с дет­ства. Рано умерла мать - Аполлинария Ивановна. Отец Михаил остался одиночкой, и это при шестерых (!) детях. Хозяйство, скот, покосы… Единственная возможная карьера для Виктора - стать священником. Четыре года духовного училища, потом Вятская духовная семинария, где преподают иконопись. Знакомст­во со ссыльным польским живописцем Эльвиро Андриолли. И жгучее желание: «Хочу стать художником!»

Священный трепет

Купцы, мещане и даже дворяне решению своих детей стать художниками противились яростно: «Все они пропойцы и никчёмные людишки!» Какими именно словами приветствовал желание своего сына отец Михаил - неизвест­но, но можно процитировать его тёзку, священника отца Михаила из повести Куприна «Юнкера»: «Ну, что же? Живопись - дело благое, если Бог сподобил талантом. Вон святой апостол Лука. Чудесно писал иконы Божией Матери». Виктор Васнецов и впрямь отправился учиться живописи с благословения ректора семинарии и своего отца. Между прочим, в русских сказках такое благословение - залог успеха во всех начинаниях.

Одно из первых полотен молодого живописца - «С квартиры на квартиру» - больше всего напоминает блокаду Ленин­града, до которой оставалось 65 лет. Её встретили с восхищением, ещё бы - сплошная «боль за людей, которые под гнётом самодержавия вынуждены влачить…». И быть бы Васнецову ещё одним «печальником горя народного», которые всегда были популярны в России. Этаким Юрием Шевчуком в живописи. Но Васнецов выбрал другую, национальную правду, и она катастрофически не понравилась. 

«Есть на выставке ещё три картины работы Васнецова - «Алёнушка», «Бой скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства». Эти лубочные картины ничего общего с искусством не имеют, их безобразие до такой степени очевидно, что доказывать его совершенно излишне…» - таким был отзыв журнала «Русь» о новом направлении в творчест­ве Васнецова.

Виктор Васнецов, «Три царевны подземного царства». Репродукция

Богатырская сила 

А дальше были знаменитые «Богатыри». Вечная тема школьных сочинений «по картине». Я, помнится, сравнил богатырей с мушкетёрами. И получил «пару». Несправедливо. Потому что впоследствии писатель Александр Генис отозвался о картине так: «...анекдот сталкивает трёх богатырей с их галльскими братьями - тремя мушкетёрами: Илью Муромца - с могучим простаком Портосом, Добрыню Никитича - с изящным Атосом, Алёшу - со смазливым Арамисом, который тоже был своего рода поповичем».

   
   

По мнению многих исследователей, в образе Ильи Муромца на картине Васнецова изображён сам император Александр III. А в качестве «хитреца ростовского» Алёши Поповича - один из сыновей мецената и покровителя искусств Саввы Мамонтова: «Помню, как мы завидовали моему брату Андрею, на которого походил лицом Алёша Попович в этой картине…»

«Богатыри». Виктор Васнецов. Репродукция

Как же Виктора Васнецова обзывали… «Плохой живописец, беспомощный рисовальщик и очень условный колорист» - эти слова принадлежат Сергею Маковскому, сыну известного художника. Стало модным считать, что Васнецов - это что-то типа провинциального богомаза. А тут ещё подоспело известие: дескать, Васнецов сочувст­вует и даже помогает деньгами небезызвестной общественной организации - «Союзу рус­ского народа». Впрочем, чаще их называли черносотенцами.

Такие штуки не прощались. Ни тогда, ни сейчас. «Картины Васнецова умрут» - каково это вам? А «вульгарность общего тона»? А то, что Васнецова вообще признавали только декоратором? Вот тот же Маковский: «Васнецов обладал наитиями декоратора-фантаста. Это чувст­вуется даже в его неудачных работах. Он создал курьёзный стиль…»

Ну что ж, пусть будет курьёз. Есть легенда, что Васнецов задолго до революции разработал дизайн будёновок и длинных шинелей. И ещё по мелочи - кожаные тужурки с крагами, брюки и картузы для моточастей. Но было это не до революции, а после неё. Васнецов принял участие в конкурсе на дизайн новой униформы для армии, который объявил нарком Троцкий в 1918 г. И победил. И будёновки стали символом русской армии. И с этим уже ничего не поделать.

Как ничего не поделать с тем фактом, что картины Виктора Васнецова есть во всех крупных музеях мира. А также с тем, что он работал и для Российской империи, и для молодого государства рабочих и крестьян. В 1912 г. ему и его потомкам было присвоено дворянское звание. А спустя 12 лет, в 1924 г., уже Наркомпросом РСФСР была назначена персональная пенсия в размере 1,5 (!) ставки ответственных партийных работников.