Русский авангард вышел далеко за рамки живописи, объединив все виды искусства первой половины XX века, в том числе архитектуру, скульптуру, кинематограф, дизайн, литературу. Он повлиял на развитие художественной культуры Европы и всего западного мира. Но самое важное — он первым отважился бросить вызов всему традиционному искусству.
Художественная революция
Хронологию русского авангарда принято отсчитывать с 1907 года, когда была образована творческая группа «Голубая роза». Несмотря на то, что Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов и другие художники-символисты не были авангардистами, именно их идеи положили начало революции в искусстве.
В своё время Пушкину, Гоголю, Достоевскому и другим величайшим русским авторам XIX века удалось освободить литературу от подчинённой роли: они сделали её трибуной для выражения общечеловеческих ценностей. Но не всем видам искусства так повезло: вплоть до XX века многие считались вторичными, были вписаны в традиции и ограничены правилами. Художники, скульпторы, музыканты чаще всего обслуживали интересы богатых лиц, государства или религиозных организаций. Подобное положение дел уже давно не устраивало деятелей искусства, но переломить ситуацию удалось лишь авангардистам, а фоном для этого послужила Революция 1905-1907 годов.
Авангардисты бросили вызов всему традиционному, при этом вдохновляясь народным творчеством и опытами западных авторов. Например, Поль Сезанн научил русских художников пониманию значения цвета и абстракции, Пабло Пикассо показал новые способы работы с пространством, а итальянские футуристы предложили обоснование новой эстетики: красота — в скорости, в движении, в прогрессе.
Начав с западных образцов, в первые пять-семь лет русское авангардное искусство прошло путь, на который европейцам потребовалось несколько десятилетий. Так русский авангард, объединивший самые разные течения искусства ХХ века (конструктивизм, кубизм, орфизм, сюрреализм, фовизм), оказался флагманом мирового творчества, за что и получил своё название. Термин «русский авангард», объединяющий явления русского искусства начала XX века, появился «задним числом». Он был позаимствован в 1950-е годы из военной лексики: так называли отряд войска, находящийся впереди главных сил.
Пароход современности
Иконой всего мирового авангардизма принято считать «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, первое появление которого произошло на выставке художника Ивана Пуни в 1915 году. Малевич повесил свою картину в так называемом красном углу (месте, где в деревенских домах висели иконы). Но он не подразумевал никакого оскорбления традиционной религии, а создавал новую в искусстве, считая, что отныне художнику не нужна история, главное — это сама композиция, мазок кисти, яркое пятно посреди абстрактных форм.
Авангардисты отказывались от подражания действительности, «сбрасывали с парохода современности» классиков и создавали «новую реальность». Их преобразования охватывали все виды творчества и даже стирали между ними границы. На театр влияла модернистская литература, на литературу — живопись. Архитектура вторгалась в поле скульптуры, живописи, театра...
«Мы пришли переклеить обои вашего вкуса; мы хотим перекрасить полы, побелить стены душ», — гласил эпатажный лозунг на страницах первого и единственного выпуска «Газеты футуристов», вышедшего под редакцией Владимира Маяковского.
Главное же отличие русских авангардистов заключалось в том, что они стремились изменить мир, а не решать одни лишь художественные проблемы. Подобно техническому прогрессу, художники повлияли на массу вещей, которые сегодня нам кажутся естественными: искусство фотографии, дизайн печати, интерьера, одежды. А если присмотреться к их «утопическим» архитектурным проектам, то кажется, будто авангардисты и вовсе умели предсказывать будущее.
Открытый финал
Как замечают искусствоведы, особенно охотно авангардисты создавали «новую реальность» в голодные послереволюционные годы, когда нуждались в заработке. Казимир Малевич вместе с учениками раскрашивал в Витебске дома супрематическими граффити, художники-конструктивисты во главе с Александром Родченко разрабатывали проекты уличных киосков, а в это время его жена Варвара Степанова придумывала геометрические узоры для тканей Московской ситценабивной фабрики. В итоге к середине двадцатых годов многие авангардисты не только преуспели в создании «новой реальности», но и стали успешными коммерческими художниками. Однако свободное искусство в СССР было обречено.
Концом русского авангарда принято считать 23 апреля 1932 года, когда Политбюро ЦК ВКП(б) выпустило постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Согласно документу, все художественные организации, объединения и группы были ликвидированы или согнаны в Союз художников (куда набирали всех подряд, независимо от взглядов и направлений в работе).
Главным направлением в искусстве официально провозгласили соцреализм, но русский авангард не исчез вместе со своими создателями. Выйдя за пределы страны, он оказал влияние на всю мировую художественную культуру. В конце XX века он получил новую волну интереса, хотя в России массовый зритель часто обходит музейные залы русского авангарда стороной и продолжает споры о том, является ли «Чёрный квадрат» искусством.