Ещё один Серов. Что покажут на выставке, посвящённой главе КГБ СССР

Маршал Жуков проводит совещание с командующими армий перед наступлением на Берлин. Слева направо: генерал-полковник Иван Александрович Серов, Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков и генерал-лейтенант Константин Фёдорович Телегин. © / РИА Новости

26 мая в Лаврушинском переулке открылась выставка Серова. Нет, это не дежавю. К Третьяковской галерее и художнику Валентину Серову проект, поддержанный министром культуры Владимиром Мединским, отношения не имеет. Главный герой — первый председатель КГБ СССР Иван Александрович Серов. Локация события — музейно-выставочный комплекс «Стрелецкие палаты».

   
   

Надо сказать, что проект довольно дерзкий. Может быть, даже вызывающий. Этакий выход за рамки. Можно уже сейчас предположить, что на его фоне разразится скандал.

Страсти по депортации?

Совсем недавно многие пристально следили за музыкальным конкурсом Евровидение. Страсти по поводу победы барышни по имени Джамала, которая исполнила песню о горькой судьбе депортированных крымских татар, ещё не вполне утихли.

А тут — внезапно — открывается выставка, посвящённая человеку, который, будучи заместителем наркома внутренних дел СССР, являлся непосредственным исполнителем решения о депортации.

Кстати, на открытии выставки состоялась презентация книги об Иване Серове. Точнее — его дневников. Автор-составитель — депутат Госдумы Александр Хинштейн. Название — «Записки из чемодана». Книга вышла при поддержке Российского военно исторического общества. РВИО, собственно, и организовало выставку. Что это? Провокация?

Министр культуры Владимир Мединский уверен, что нет: «Самое нелепое, что можно придумать, — чёрно-белое видение мира. Иван Серов — фигура неоднозначная. Мы даём необычный взгляд на эпоху. Благодаря этому, мы лучше сможем понять, каких ошибок нам следует избегать и чему хорошему можно научиться, что полезное можно извлечь из уроков истории».

   
   

С ним согласен и составитель книги, Александр Хинштейн: «Нынешние либеральные деятели превратили первого председателя КГБ в какой-то жупел. Его имя обросло огромным количеством самой разнузданной лжи. Скажем, в определённых кругах хорошим тоном стало говорить, что он получил звание Героя СССР за ту самую депортацию кавказских и крымских народов. Но на самом деле Серов удостоился этого звания за Берлинскую операцию, причём вместе с Жуковым. Он с первыми частями нашей армии входил в Берлин. И даже умудрился по работающему ещё телефону сделать личный доклад Сталину о взятии вражеской столицы. Он первым обнаружил трупы Гитлера и Геббельса, он участвовал в церемонии подписания капитуляции… Между прочим, Серов — единственный из руководителей НКВД такого калибра, кто реально бывал на передовой и, случалось, лично поднимал солдат в атаку. Да, я могу представить, что начнут говорить, дескать, вот, хотят реабилитировать того, кто депортировал… Это в корне неверная позиция. Нам не нужен такой Серов. Нам нужен Серов без позолоты и чернухи. Человек своей эпохи со всеми плюсами и минусами».

Герой без кавычек

Вообще, если можно найти в этой истории что-то скандальное, так это сам факт наличия дневниковых записей. Да и то это уже скорее не скандал, а сенсация. Дело в том, что ведение офицерами дневников в годы войны, мягко говоря, не одобрялось. А уж если это представитель высшего комсостава, да ещё и связанный с государственными секретами, то о дневниках лучше и вовсе не заикаться. Трибунал обеспечен, и не только в военные годы.

Тем не менее Серов вёл дневники. Но, будучи матёрым профессионалом, умудрился так запутать все следы, что никто из высших руководителей СССР об этом его увлечении не догадывался. Только его преемник, дотошный Юрий Андропов, в 1971 г. направил в ЦК КПСС секретную записку: «Серов в последние 2 года занят написанием воспоминаний о своей политической и государственной деятельности». Но даже он кое в чём серьёзно прокололся — это всё-таки не мемуары, а реальные дневники.

Андропов имел все основания беспокоиться — имена Берии, Ворошилова, Молотова, Хрущёва и самого Сталина там, разумеется, фигурируют часто. И не всегда в восторженных тонах. Скорее беспристрастно — Серов вскрывал и оценивал логику их действий, что само по себе безумно интересно, и с научной точки зрения, и с обыденной.

О профессионализме Серова как разведчика и контрразведчика говорит тот факт, что эти записи считались утерянными. Обнаружили их только спустя 25 лет после его смерти. Внучка Ивана Александровича, Вера Серова, занимаясь ремонтом старого дедовского гаража, совершенно случайно нашла тайник. А в нём — чемоданы с рукописями.

История по-настоящему детективная. И, честно говоря, вполне тянет на сенсацию национального масштаба. По разным причинам. Во-первых, конечно, публикация дневников главы такого ведомства, как КГБ, а впоследствии и ГРУ, не может быть неинтересной. Но есть и во-вторых. Похоже, наконец-то прекращается яростная демонизация КГБ. Стереотип «там служили только кровавые тупые палачи» потихоньку уходит в прошлое. К сожалению, не так быстро, как хотелось бы, но всё же. Возможно, публикация дневников Ивана Серова сможет убедить сомневающихся в том, что словосочетание «герой невидимого фронта» должно звучать не с кривой усмешкой и сквозь зубы, а спокойно, достойно и гордо.

Смотрите также: