Эксперт Перченко сомневается в подлинности завещанной РФ коллекции Молевой

Михаил Перченко. Архивное фото © / Руслан Кривобок / РИА Новости

11 февраля на 99-м году жизни скончалась вдова художника Элия Белютина Нина Молева. От мужа, ушедшего из жизни в 2012 году, она унаследовала обширную коллекцию произведений искусства, куда входят работы Веласкеса, Леонардо да Винчи, Тициана и пр. Детей у супругов не было. Поэтому тысяча предметов (из них – две сотни живописных полотен) по завещанию Молевой должна отойти России. Как искусствовед, она оценила коллекцию в 2 млрд долларов США. Ведь по преданию предметы с 1870-х гг. собирал дед ее мужа – художник московской конторы императорских театров Иван Гринёв.

   
   

Однако у экспертов возникли сомнения в подлинности входящих в коллекцию работ. aif.ru обратился за комментарием к председателю Гильдии оценщиков при Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Михаилу Перченко.

«Коллекция отвратительная, - сказал новостному порталу aif.ru Михаил Перченко. - Супруги пытались подарить ее государству, чтобы таким образом обеспечить создание музея Элия Белютина. Но все искусствоведы, мало-мальски разбирающиеся в теме, воспротивились этому. Потому что все великие имена в собрании – фальшаки. Белютин и Молева совершили громадную ошибку, выпустив в 2005 году каталог своей коллекции. Все эксперты мира тогда могли посмотреть его. И все стало ясно».

Возникает вопрос: что же теперь делать с коллекцией, в которой тысяча предметов, но ценность их спорна.

«Может быть, распределить по провинциальным музеям? - предположил Михаил Перченко. – Кстати, вы знаете историю деда Белютина? На него же работали все фальшивщики Германии. Он был очень богатым человеком, хорошо платил им. И они действительно собрали ему потрясающую коллекцию… фальшаков».

Сам собиратель с большим стажем, Перченко считает, что настоящий коллекционер - профессия очень жестокая: «Нельзя иметь любимые предметы. То есть любить их можно, но нельзя демонстрировать. А если вы купили из этого же ряда что-то лучше, то любимую вещь – как бы дорога она вам ни была – должны либо продать, либо немедленно убрать из коллекции».

Знатоков высокого уровня в мире очень мало, говорит Михаил Ефремович: «Например, мой друг из Петербурга ошибается два раза из тысячи, но он не дает атрибуции. А следующий за ним специалист совершает уже пять ошибок из ста…»