«Душа есть только в “Грачах”». Чем Россия встретила «передвижников»

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо): С.Н. Аммосов, А.А. Киселёв, Н.В. Неврев, В.Е. Маковский, А.Д. Литовченко, И.М. Прянишников, К.В. Лемох, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н.Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, Е.Е. Волков, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, П.А. Брюллов, А.К. Беггров. © / Commons.wikimedia.org

Полтора столетия назад, 11 декабря 1871 года, в Петербурге только и говорили об открывшейся художественной выставке «Передвижников». В будущем таких выставок будет несколько десятков. Но это была первая. На ней было представлено 47 произведений искусства, и каждое из них публика видела впервые.  

   
   

Одновременно 47 премьер! И каких! Любителей живописи ждали «Грачи прилетели» Саврасова, скульптура Антокольского «Иоанн Грозный», которая так впечатлила императора Александра II, что он приобрел ее для Эрмитажа. За эту скульптуру Антокольский получил звание академика.

5% от продажи картин — в общий котёл 

Но не только высочайший художественный уровень представленных произведений заставил говорить и писать о выставке все ведущие газеты Российской Империи. Впервые, причем не только в нашей стране, но и в мире, был применен принцип самоорганизации художников, основанный на экономических постулатах. Ведущие мастера страны объединились в «Товарищество передвижных художественных выставок». Каждый из членов платил взносы — 5% от стоимости проданной картины, плюс шли отчисления от доходов с выставок, куда вход чаще всего был платный. Как правило, билет стоил 20 копеек, и был один день неделю, когда посещение обходилось в 1 рубль — в этот день выставку посещали богатые и знатные особы. Таким образом создавалась «экономическая подушка», которая при необходимости позволяла выдавать ссуды художникам. Например, мастер долгое время работает над произведением, свои запасы уже исчерпал, и тут на помощь приходит «общий котел». 

А. Саврасов. «Грачи прилетели». Фото: Commons.wikimedia.org

Но прежде всего передвижные выставки ставили своей целью расширить художественный ландшафт страны. В уставе Товарищества одна из главных задач обозначалась как «Доставление жителям провинции возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами». И уже в следующих пунктах — «Облегчение для художников сбыта их произведений».

К слову, на первой выставке, которая прошла в Петербурге, сразу несколько картин приобрел Павел Третьяков. Но отнюдь не только известные всей стране меценаты становились покупателями картин. Во второй половине 19 века в России состоятельные люди, способные выложить за понравившуюся картину круглую сумму, жили не только в крупных городах. Но надо было, чтобы эти люди, занятые работой на своих фабриках и заводах, картины увидели. У них не было времени ехать специально на выставку в Петербург. И тогда выставки приехали к ним. 

М. Антокольский. «Иван Грозный». Фото: Commons.wikimedia.org

«Пейзаж Саврасова есть лучший» 

География выставок «Передвижников» охватывала десятки городов Российской Империи: Астрахань, Воронеж, Варшава, Вильно, Курск, Одесса, Киев, Новгород, Ярославль и др. Произведения искусства за 47 лет существования увидели миллионы зрителей. Например, первую выставку в 1871 г. в Петербурге посетили 12 тысяч человек, в Москве на нее пришло более 10 тысяч зрителей, в Киеве первая выставка собрала 6 тысяч человек. А если брать в целом по стране, одну выставку могли увидеть несколько сот тысяч человек. 

«Передвижники» на несколько десятилетий стали одним из самых ярких явлений в культурной жизни России. Товарищество просуществовало вплоть до 1923 года. За это время зрители увидели более трех тысяч новых полотен.

   
   

Продвижению искусства в провинцию способствовало и активное развитие железнодорожного сообщения в Российской Империи. Картины доставлялись к месту назначения в вагонах поездов. 

Состав «Товарищества» за время его существования менялся. Первыми «Передвижниками» были художники Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Илларион Прянишников, Василий Перов, Григорий Мясоедов, Василий Максимов, Иван Крамской, Михаил Петрович Клодт и Михаил Константинович Клодт, Владимир Аммон, Сергей Аммосов, Алексей Боголюбов, Николай Ге, Карл Гун, Лев Каменев и скульптор Федор Каменский. Все они представили свои работы на дебютной выставке 1871-го года. Но, согласно уставу, выставляться могли не только члены Товарищества. 

И. Крамской. «Русалки». Фото: Commons.wikimedia.org

Иван Крамской писал своему другу, художнику Фёдору Васильеву, о первой выставке: «Она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Николай Ге царит решительно, затем Перов и даже называют Вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но это всё деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах“».

Сам автор письма, Крамской, представил на выставке картину «Русалки». Упоминающийся в письме Василий Перов выставил «Охотники на привале», а Николай Ге — «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Полотно Ге сразу же приобрел Павел Третьяков для своей коллекции. 

«Жаловаться на публику — грех»

В советское время историки предпочитали видеть в «передвижниках» неких бунтарей, которые выступали против существующей системы. Однако факты не подтверждают оппозиционности «передвижников» и уж тем более их революционности. Товарищество было официально зарегистрировано в органах власти. Большинство членов имело высокое звание академиков, было отмечено государственными наградами. Картины «передвижников» на выставках покупали в том числе члены Императорской Семьи. Единственная революционность, если это можно так назвать, «передвижников» состояла в том, что они в своих художественных предпочтениях перестали ориентироваться на европейское искусство, как это было принято в России прежде. «Передвижники» отказались в своих картинах от мифологических и античных сюжетов, сосредоточившись на изображении сцен из повседневной окружающей жизни. А если речь шла о пейзаже, то это был преимущественно русский пейзаж. Произведения с выставок раскупались, как горячие пирожки. «Нас бесконечно порадовало то, что и на этой выставке всё, что только было хорошего и примечательного, в первые же дни раскуплено. Кажется, нынче художникам жаловаться на публику — просто грех», — писал критик Владимир Стасов по горячим следам после открытия выставки 1871 года.

И. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». Фото: Commons.wikimedia.org

Говоря современным языком, «Передвижники» оказались сверхуспешным проектом. Здесь удачно сошлось все — и высочайший уровень самих произведений, и форма организации Товарищества, и желание публики видеть русскую живопись. Неудивительно, что многие картины с выставок Товарищества сегодня украшают коллекции ведущих музеев мира. И спустя 150 лет после своей первой выставки «передвижники» двигают культуры в массы, оставаясь верными главному пункту своего устава — способствовать успеху русского искусства.