Дом, который построил ГИМ. Что будет в новом центре Исторического музея?

Пресс-служба ГИМ

В пресс-центре ТАСС прошла презентация художественного проекта нового Экспозиционно-выставочного центра Государственного исторического музея, строительство которого было начато близ Новодевичьего монастыря в прошлом году.

   
   

Впрочем, разумнее говорить не столько о художественном проекте, сколько о концептуальном — замысел создателей нового филиала ГИМ интересен, грандиозен, и в нём есть даже своего рода интрига.

Дело в том, что речь идёт не только о строительстве нового здания, где разместятся экспонаты ГИМ, которые не просто долго, а уже даже слишком долго были скрыты от глаз зрителей и хранились в фондах. Речь идёт о том, как совместить традиции и современность, духовное и светское, наш день и седую древность. Именно с этой целью и было принято решение о строительстве нового центра не где-нибудь, а в непосредственной близости от Новодевичьего монастыря.

Фото: Пресс-служба ГИМ

Собственно, в этом и состоит главная интрига, о которой поведал генеральный директор ГИМ Алексей Левыкин: «Когда обитель была закрыта, комплекс монастыря передали в Государственный исторический музей как филиал. Потом в течение долгого времени он функционировал в составе ГИМ, и это, с моей точки зрения, в какой-то степени спасло этот уникальный архитектурный комплекс от мерзости запустения, потому что всё-таки там постоянно проводились реставрационные работы, создавались экспозиции, которые привлекали москвичей и гостей столицы...»

Действительно, привлекали. Причём здесь даже не нужна статистика, о которой также упомянул директор музея, отметив, что Новодевичий монастырь по среднегодовому количеству посещений туристов уступает только Музеям Московского Кремля. Достаточно освежить в памяти культовый фильм «Покровские ворота» и фразу, произнесённую главным героем, которая стала крылатой: «В этом есть известное изящество: вы — в ЗАГС, а Хоботов — в монастырь».

Имелся в виду «культпоход» Льва Хоботова с его возлюбленной, медсестрой Людочкой — товарищи как раз собирались смотреть знаменитые фрески Новодевичьего монастыря. И не только — в филиале ГИМ хранились и экспонировались такие уникальные вещи, связанные с ризницей «главного» монастыря столицы, как вклады Великих князей и царей, парсунные изображения, то есть портреты, надгробные иконостасы...

Фото: Пресс-служба ГИМ

А потом всё это прекратилось. Монастырь был передан Русской Православной Церкви, а предметы, стоящие на музейном учёте, перешли в музей. Какое-то время филиал ГИМ и монахини сосуществовали в древних стенах монастыря, но о полноценной работе экспозиций речи уже не шло. В 2010 году весь комплекс был передан РПЦ в безвозмездное бессрочное правление. А сокровища ризницы монастыря и другие коллекции, представленные некогда в филиале и обладающие грандиозной научно-исторической ценностью, оказались скрытыми от глаз зрителя. Они легли мёртвым грузом в фонды — ГИМ попросту не располагал экспозиционными площадями.

   
   

И вот сейчас эта ненормальная ситуация, длившаяся полтора десятка лет, близка к счастливому разрешению. Новый центр музея, строящийся в буферной охранной зоне обители, будет посвящён истории Новодевичьего монастыря. И — шире — истории Русской Православной Церкви в целом, а значит, и истории России.

«Каждый год, каждый день существования Новодевичьего монастыря связан с историей нашего Отечества, — отметил Алексей Левыкин. — Само создание этой обители связано с возвращением в состав Российского государства древнего русского города, Смоленска — щита России, щита Москвы. Так что в этом комплексе будет создана уникальная экспозиция, расположенная в пространстве площадью около 2 тыс. кв. м. И я думаю, даже уверен, что она привлечёт к себе внимание москвичей и гостей столицы. Во-первых, потому что это всё-таки Новодевичий — издавна любимое москвичами место. А во-вторых, мы перемещаем туда практически всю нашу коллекцию, связанную с историей Русской Православной Церкви и русским православным искусством. Это и утварь, и драгоценные церковные облачения, и коллекция древнерусской живописи...»

Фото: Пресс-служба ГИМ

Всего в новом центре разместится около 425 тыс. предметов, или, как говорят музейные работники, «единиц хранения». Что само по себе производит впечатление. Но ведь надо ещё учесть, что это за предметы...

«Артефакты из коллекции, связанной с Новодевичьим монастырём — это не просто предметы. Это уникальные предметы — я пользуюсь этим термином не для красного словца, а с полным пониманием и ответственностью. XVI-XVII столетия — эпоха, когда для Новодевичьего работали лучшие мастера своего времени, лучшие художники страны. Да иного и быть не могло, поскольку монастырь всегда находился в центре внимания верховной власти. Грубо говоря, это самые что ни на есть топовые художественные произведения».

Но даже самые топовые экспонаты можно «убить» для восприятия, если не будет продумана драматургия экспозиции, если вместо внятного рассказа будут просто витрины с предметами — об этом знают все музейные работники. И надо сказать, что при создании нового центра ГИМ этому вопросу уделили особое внимание.

«Логику построения выставочного пространства подсказали сами предметы, — говорит автор художественного проекта экспозиции Екатерина Антонова. — Предметы, во-первых, уникальные, а во-вторых, охватывающие всю историю существования монастыря. Нам захотелось создать пространство-проводник, пространство-путеводитель, который бы вёл посетителя за собой — от основания монастыря, и даже от замысла его основания, к современности. Само пространство должно помогать объяснять, по-новому открывать и смысл предметов, и их историю».

Строительные работы будут в целом завершены к финалу следующего, 2025 года. А в мае 2026 года новый центр распахнёт двери посетителям. Поначалу там будет постоянная экспозиция, однако впоследствии не исключено и создание временных тематических выставок — мощности нового центра будет для таких проектов вполне достаточно.