Девочка с персиками и Царевна-Лебедь: с кого писали известные картины?

Фрагмент картины «Девочка с персиками» художника Валентина Серова. © / Public Domain

Девочка с персиками: Вера Мамонтова

На, пожалуй, самой известной картине Валентина Серова запечатлена дочь известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова Вера. Портрет Веры сделан в усадьбе Мамонтовых в Абрамцево. Серов воспитывался вместе с детьми Мамонтова, поэтому в семье был не посторонним человеком, а почти родственником. Однажды летним вечером Вера, девочка подвижная и озорная, в передышке между играми во дворе забежала в дом и схватила со стола персик — этот момент и вдохновил Серова на написание картины. Он попросил её позировать, и непоседливая Вера каждый день терпеливо трудилась натурщицей — Серов начал писать портрет в середине лета, а закончил уже осенью. Закончив, художник подарил потрет матери Веры Елизавете. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее.

   
   

Судьба Веры Мамонтовой сложилась печально. Она вышла замуж за предводителя московского дворянства Александра Самарина, была очень счастлива в браке и родила троих детей. Но в 32 года заболела пневмонией. Антибиотики тогда ещё не изобрели, и Вера «сгорела» от болезни всего за 3 дня. Её муж, овдовев, больше не женился. В 1932 году был репрессирован советской властью.

Читайте также: Тайна картины Серова «Девочка с персиками» >>

Царевна-Лебедь: Надежда Врубель и Эмилия Прахова

Михаил Врубель, «Голова женщины», итальянский карандаш, 1884 г. Государственная Третьяковская галерея

Одно из самых известных полотен Михаила Врубеля, любимая картина поэта Александра Блока, была написана под впечатлением от постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Врубель создавал к опере эскизы декораций и костюмов, а партию царевны в постановке исполняла его жена Надежда. Вдохновшись артистическим образом, он написал «Царевну-Лебедь». Правда, в облике царевны отразились черты сразу двух женщин, любимых художником, — жены Надежды Врубель и пианистки Эмилии Праховой, с которой, по слухам, у художника был роман. Лицом героиня картины больше напоминает именно Прахову.

Эмилия Прахова была замужем за известным искусствоведом Адрианом Праховым, закончила консерваторию по классу фортепиано, училась у самого Листа, была блестящей пианисткой и светской львицей. Адриану Прахову нужен был способный художник для реставрации фресок в киевской церкви, и ему посоветовали Михаила Врубеля. Врубель приехал в Киев, начал работу и по уши влюбился в жену заказчика. Настолько, что придал иконе Богоматери с младенцем черты Эмилии Праховой. Адриан Прахов счёл это неприличным и вскоре отстранил Врубеля от работ, да и Эмилия отдала предпочтение другому любовнику. А Врубель сходил с ума и продолжал писать её портреты — так, многие увидели черты Праховой в «Демоне сидящем». «Чёрт в юбке» — шутя вспоминал о ней Врубель. И рассказывал, что не знал, куда деваться от этого наваждения — любви к Эмилии.

Эмилия Прахова прожила долгую жизнь, пережила и Врубеля, и мужа и умерла в 77 лет, перед смертью попросив уничтожить все письма художника к ней.

Всадница: Юлия Самойлова

На картине Карла Брюллова «Всадница» изображена его любимая женщина — графиня Юлия Самойлова. Её лицо можно увидеть на десятках картин Брюллова, в том числе и на «Последнем дне Помпеи».

   
   

Юлия Самойлова, урождённая графиня фон дер Пален, была невероятно богата. Когда ей было 5, мать Юлии уехала в Париж получать образование. Девочка воспитывалась в поместье дедушки — графа Литты. Юлия с детства любила читать, интересовалась искусством, получила хорошее домашнее образование, стала одной из самых блестящих дам при дворе. Замуж вышла, по меркам тех времён, достаточно поздно — в 25 лет, но брак быстро распался. Её муж Николай Самойлов женился на богатой и знатной Юлии по воле своей матери, а сам всегда любил другую женщину. Юлию такое положение дел не устроило, и она инициировала развод. После чего пустилась «во все тяжкие», ничуть не заботясь об общественном мнении. Из своего летнего поместья Самойлова сделала центр светской жизни тех лет — сам император был в гневе, что весь свет собирался не при дворе, а у Самойловой. Царь даже попросил продать ему имение. Самойлова продала — но скоро центром светской жизни стал её новый дворец на Елагином острове.

Карл Брюллов, «Всадница», 1832 г. Третьяковская галерея

Брюллов встретил Самойлову в Италии на ужине у князя Гагарина. За вечер они не сказали друг другу и пары слов, но через некоторое время Самойлова сама объявилась на пороге дома художника. Роскошная и своенравная светская львица объявила себя его преданной поклонницей — так начался их долгий роман. Самойлова называла художника «Бришка», а он писал её чувственные портреты, которые быстро прославили Брюллова. В его шедевре «Последний день Помпеи» Самойлова изображена трижды.

У них был бурный роман, но они не были верны друг другу. За время их отношений Брюллов даже успел жениться — не на Самойловой. Но брак продлился меньше двух месяцев. После отношения Брюллова и Самойловой возобновились. А потом уже и Юлия решила расстаться с художником и выйти замуж. После того, как она объявила Брюллову о разрыве, художник сказал ей: «Ты уходишь из моей жизни, значит, и мне пора уходить». Вскоре после этого Карл Брюллов впал в депрессию, перестал писать и скончался.

Самойлова пережила Брюллова на 23 года, уехала в Париж, где вышла замуж за французского графа, а на следующий день с ним развелась. Юлия постепенно растратила все свои богатства и умерла в одиночестве.

Портрет Адель Блох-Бауэр I

На известной картине Густава Климта изображена его любовница Адель. Дочь австрийского банкира, в 16 лет она вышла замуж за богатого буржуа Фердинанда Блоха. Держала светский салон, где собирались художники, писатели и политики. Здесь Адель и познакомилась с Густавом Климтом. «Постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и тёмная. Одухотворённое лицо, самодовольная и элегантная» — так описывала её племянница Мария Альтман. Климт влюбился в Адель, она ответила ему взаимностью.

Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907 г. Новая галерея, Нью-Йорк

Когда муж Адель узнал об измене, он придумал невероятно изощрённый способ отомстить — заказал Густаву Климту её портрет. И решил, что потребует создать множество эскизов, пока не примет окончательный. Так, чтобы Густав мучился, так, чтобы ему совершенно надоело лицо Адели. Фердинанд подключил лучших юристов и тщательно продумал условия контракта с Климтом — чтобы отказаться от заказа, когда надоест, художник уже не смог. Климту предложили огромные деньги, и он согласился написать портрет любовницы. Художник создал более ста эскизов и закончил работу над картиной только спустя четыре года. Отношения с Блох-Бауэр за это время действительно постепенно сошли на нет.

После расставания с Климтом Адель осталась с мужем. Родила троих детей, но все они умерли во младенчестве. Адель много болела — сказывались дурные привычки. Тем не менее, она пережила Климта на 7 лет. А её муж так и не сказал ей, что знает про связь с художником.

Рождение Венеры: Симонетта Веспуччи

На знаменитой картине Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи, любимая женщина Джулиано Медичи, брата правителя Флоренции Лоренцо Медичи.

Симонетта родилась в богатой семье генуэзских торговцев, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего» Америку и давшего континенту своё имя). Симонетта и Марко переехали во Флоренцию, были приняты при дворе Лоренцо Медичи, в те годы славившемся пышными пирами и приёмами. Красивая, при этом очень скромная и доброжелательная, Симонетта быстро влюбила в себя флорентийских мужчин. Ухаживать за ней пытался и сам правитель Флоренции Лоренцо, но активнее всех её добивался его брат Джулиано.

По одной версии, Симонетта стала его любовницей, по другой — их связь была скорее платонической. Во время рыцарского турнира Джулиано избрал её «дамой сердца» — а на его штандарте придворный художник Боттичелли изобразил Симонетту в образе Афины Паллады. Джулиано победил в турнире, и его даму сердца провозгласили королевой турнира.

Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482–1486 гг. Уффици, Флоренция

Через год, в возрасте 23 лет, Симонетта умерла от чахотки, несмотря на старания лучших придворных врачей. Ещё через 2 года Джулиано стал жертвой заговора — его заколол ножом наёмный убийца. Некоторые историки считают, что к заговору был причастен овдовевший муж Симонетты.

Уже после смерти Симонетты Сандро Боттичелли, вдохновлявшийся её образами и написавший десятки её портретов при жизни, продолжает изображать Симонетту по памяти. Например, на картине «Рождение Венеры». Её облик стал воплощением того, что называют боттичеллиевской красотой: хрупкой и нежной. Художник завещал, чтобы его похоронили рядом с ней — героиней его картин. Что и было исполнено.