Идея создания серии «Стога» пришла к Моне в 1888 году, когда он прогуливался в окрестностях своего дома в Живерни и его взгляд упал на обычный стог сена, красиво освещённый солнцем. Художник решил запечатлеть этот пейзаж в разное время суток и при разной погоде. Над серией полотен он трудился всё лето 1890 года. Работа шла тяжело, потому что из-за быстро меняющегося освещения иногда импрессионисту удавалось работать всего по 15 минут в день. Завершал многие картины художник уже в мастерской в 1891 году, очевидно, там и был закончен «Стог сена в вечернем солнце». Для признания авторства этой картины за Клодом Моне учёными была создана специальная экспертная группа, которая использовала в своей работе самые последние достижения химии и информационных технологий. Сомнений не осталось, «Стог сена в вечернем солнце» — это новая «старая» картина знаменитого мастера.
Неуловимый портрет «примадонны Возрождения»
В 2013 году в одной из частных швейцарских коллекций предположительно была найдена картина Леонардо да Винчи «Портрет Изабеллы д’Эсте». Судьба полотна ранее была неизвестна: её считали либо утерянной, либо так и не завершённой. Эскиз к этой работе на протяжении долгих лет хранился в парижском Лувре, а вот единственным косвенно подтверждающим её завершение фактом можно было считать запись помощника одного священнослужителя, который встречался с Леонардо да Винчи в 1517 году. Он написал так: «Был нарисованный маслом портрет, изображающий некую даму из Ломбардии». «Некая дама из Ломбардии», вероятно, та сама Изабелла д’Эсте, одна из самых знаменитых женщин итальянского Ренессанса, прозванная «примадонной Возрождения». Маркиза д’Эсте была известной создательницей моды не только на покрой платья и на фасон причёски, но также на искусство, поэзию и даже нравы. Изабелла считалась покровительницей Рафаэля, Тициана и многих других живописцев, а с самим Леонардо её связывали близкие и сложные отношения.
Радиоуглеродный анализ показал, что «Портрет Изабеллы д’Эсте» был создан во времена эпохи Возрождения на холсте, загрунтованном по рецепту, приводимому в трудах Леонардо. Но окончательный вывод об авторстве портрета учёные пока не сделали, в том числе и потому, что портрет на некоторое время пропал из поля зрения экспертов: картину украли. Совсем недавно, в феврале 2015 года, загадочный портрет был снова обнаружен в одном из банковских хранилищ Швейцарии. Находка этого холста, без преувеличения, — настоящее событие для мира искусства, ведь достоверно приписываемых гению эпохи Возрождения картин совсем немного. А «Портрет Изабеллы д’Эсте» — это не просто портрет знакомой художника, улыбку маркизы на холсте многие искусствоведы называют повторением знаменитой картины «Мона Лиза». Если исследователи сумеют доказать, что портрет «примадонны Возрождения» был создан Леонардо да Винчи раньше «Джоконды», то это событие может существенно встряхнуть все академические исследования одной из самых известных картин мира.
«Любимый» электрик Пикассо
«Незнакомки» Брюллова
Русский Музей в Санкт-Петербурге в 2013 году собрал целую коллекцию из 10 полотен Карла Брюллова, ранее либо не относившихся к его кисти, либо считавшихся утраченными. Искусствоведы и представить себе не могли, что после тщательного исследования наследия русского художника можно открыть такое количество неизвестных работ Брюллова. Тем не менее, это произошло, и уникальную выставку Русского музея без преувеличения называли событием исторического масштаба.
Ещё при жизни Брюллова многие из этих картин попали в частные владения коллекционеров в России и за рубежом и никогда не демонстрировались широкой публике. Часть из представленных полотен перекупали в частные коллекции, в том числе и по совету специалистов Русского музея, не зная, что они выполнены самим Брюлловым. Например, так случилось с портретом великой княгини Елены Павловны, который значился как работа неизвестного художника. Лишь позже было установлено, что это брюлловская картина. Такая неразбериха отчасти связана с тем, что живописец редко подписывал свои холсты, но даже подпись мастера на портрете красавицы графини Стефании Витгенштейн не помогла разобраться с авторством раньше: холст долгое время значился как работа неизвестного портретиста. Среди 10 «новых» картин есть работы, отражающие жизнь самого мастера. «Портрет молодой женщины у фортепиано» художник написал со своей молодой жены, которая прожила с ним всего 41 день, а после сбежала, прихватив с собой все бриллианты. Дерзкий побег, мягко говоря, изменил отношение Брюллова к этой женщине, но на холсте Эмилия Тимм так навсегда и осталась запечатлена кистью влюблённого в неё мастера.
Интересно, что среди «новых» полотен Брюллова есть и два автопортрета живописца. Один из них, возможно, был эскизом к «Последнему дню Помпеи», на котором Брюллов запечатлел себя в образе художника. Другую работу считали обычной копией известного автопортрета, написанного живописцем после тяжёлой болезни, но на самом деле, это его более поздний авторский вариант, что не удивительно, ведь по количеству автопортретов Брюллов уступает разве что Рембрандту.