Музыка русской души. В Москве пройдёт фестиваль памяти Джона Тавенера

Исполнение произведений Дж. Тавенера в Санкт-Петербурге 11 мая 2013 г. © / Mrkhlopov / Commons.wikimedia.org

21 и 23 сентября в Москве пройдёт фестиваль «От Тавернера — к Тавенеру: Пять столетий английской духовной музыки», посвящённый памяти композитора Джона Тавенера, который ушёл из жизни в конце прошлого года. Выбор отнюдь не случайный, именно в России логичнее всего и слушать, и исполнять музыку этого композитора. Его главные произведения были созданы после принятия православия — навеянные русской культурой, и в особенности церковно-славянскими текстами и религиозными распевами. Таким образом он пытался преодолеть закостенелость академической и духовной музыки XX века и найти новый путь к сердцам англичан. В случае с русской публикой дорога может быть и вовсе короткой и не такой извилистой.    
   

Джон Тавенер родился в Лондоне, в пресвитерианской семье, однако ни это направление, ни протестантская религия в целом до определённого времени не интересовали композитора. Он окончил Королевскую академию музыки и двигался по проторенной авангардистской дорожке, дебютировав в 1966 году с ораторией «Кит». Ироничное постмодернистское произведение сам автор предпочитал называть на итальянский манер кантатой, так как в каком-то смысле в «Ките» посмеивался над высокопарными оперными жанрами. Со временем композитор остался верен разве что вокально-инструментальному направлению — среди его работ можно встретить сочинения для отдельных голосов и хора, как с оркестром, так и a capella. Тавенер с уверенностью объявлял себя потомком жившего в XVI в. английского органиста Тавернера, сочинявшего в основном мессы и песнопения — некоторые из них также можно будет услышать в рамках фестиваля.

Знакомство с православием и русской культурой и искреннее восхищение и тем, и другим обозначили для Тавенера начало нового не только жизненного, но и творческого этапа. Даже переложенные на музыку литературные сочинения — в том числе и русских писателей — объединены темой духовных, религиозных исканий. В числе его композиций — «Кроткая» по рассказу Фёдора Достоевского и «Реквием» Анны Ахматовой для сопрано, баса и оркестра. Широкую аудиторию может привлечь отсутствие в  духовной музыке Тавенера отпугивающего догматизма. Вместо этого — лёгкость, полифония и нечто по-настоящему духовное. Возможно, оттого что вдохновлялся композитор сочинениями неоклассициста Стравинского и своего современника, эстонца Арво Пярта, с которым их сближает исследовательский интерес к старинной музыке.

Одним из самых известных произведений Джона Тавенера стала «Песня для Афины» — сочинение для смешанного хора a capella, написанное на смерть британской актрисы Афины Ариардес в 1993 году и исполнявшееся также во время похорон принцессы Дианы.

А одним из знаковых и в каком-то смысле курьёзных событий в жизни — знакомство с The Beatles ещё на заре своей музыкальной карьеры. Брат композитора делал ремонт в доме у Ринго Старра и, пользуясь случаем, вручил барабанщику копию одного из сочинений Тавенера. Оно так понравилось «битлу», что он уговорил коллег по группе выпустить пластинку композитора на их лейбле Apple.

   
   

На фестивале, который пройдёт в стенах Московской консерватории, прозвучат композиции и самого Джона Тавенера, и всех, кто имеет отношение к его творчеству: и упомянутых выше Пярта и Стравинского, и «предка» Тавернера. Что касается центрального события фестиваля, то им, несомненно, станет российская премьера «Реквиема» Тавенера, впервые исполненного всего четыре месяца назад в Лондоне. Это произведение композитор писал в последние дни своей жизни специально для вокального ансамбля The Tallis Scholars — именно они и исполнят «Реквием» в Москве 23 сентября. АиФ.ru поговорил с руководителем коллектива Питером Филлипсом о сложности и лёгкости музыки Джона Тавенера, о значении религии в его творчестве и об их многолетней дружбе.

Наталия Григорьева, АиФ.ru: В чём особенность музыки Тавенера, в чём сложность или, наоборот, лёгкость исполнения?

Питер Филлипс: Его музыка может быть очень сложной — в ней, к примеру, есть каноны и палиндромы. С другой стороны, она может быть и очень простой. Но во всей его музыке есть уникальный голос, уникальная духовность, которая идёт от его принадлежности и преданности Русской православной церкви.

— Ваш ансамбль, The Tallis Scholars, играет ренессансную и барочную музыку — что взял из этой традиции Тавенер? В чём, в целом, принципиальное отличие духовной музыки XX и XVI–XVII веков? И применимы ли эти правила к Тавенеру?

— Объединяющий элемент — это вера в Бога и желание выразить эту веру в музыке. Композиторы эпохи Ренессанса выражали свою веру через полифонию и хоралы. Тавенер тоже обращается к православным распевам, но добавляет к ним каноны, палиндромы, низкие музыкальные интервалы, басовые импровизации. Он не использовал в полной мере ренессансную практику — всегда был самим собой.

— Что взял Тавенер от современной традиции? Есть ли какая-то связь с современной неклассической и недуховной музыкой? Например, сочинения Арво Пярта одновременно остаются в сфере и классической, и авангардной музыки. Можно ли сказать то же самое про Тавенера?

— Думаю, что да. Он написал несколько абстрактных инструментальных произведений, не несущих никакого религиозного послания. Среди его сочинений есть и религиозная музыка, которая относится к ренессансным музыкальным практиками, но сохраняет при этом авангардное звучание. Например, может показаться, что некоторые фрагменты «Реквиема» написаны в технике, которой пользовались фламандские композиторы эпохи Ренессанса, хотя на самом деле они звучат совершенно иначе. Пярт как раз в большей степени пользуется старинными практиками в работе.

— Не могли бы вы рассказать, как началась ваша совместная работа с Джоном Тавенером? Я знаю, что он писал произведение специально для The Tallis Scholars — есть ли какая-то история, связанная с этим?

— Мы с Джоном Тавенером были близкими друзьями примерно с 1977 года. Мы много работали вместе. «Реквием» он написал незадолго до своей смерти, он стал последней нашей совместной работой. Для меня огромная честь первым исполнять это великое произведение, которое к тому же написано для меня. И я горжусь тем, что привёз его в Россию и исполню его с русскими певцами. Он работал над ним в нашу последнюю встречу.

— Зная Джона Тавенера на протяжении стольких лет, можете ли вы сказать, как его музыка менялась и развивалась с течением времени? Какими были основные этапы?

— Поначалу его музыка была очень авангардной. Потом его заинтересовала религиозная хоровая музыка, которую он писал под влиянием православной традиции. И, наконец, его интерес распространился на религиозную музыку в целом. Так в «Реквиеме» есть и латинские, и индийские духовные тексты. Финальная часть, в которой вступает сопрано, своим появлением обязана индийской духовной традиции.

Смотрите также: 4 октября в Москве состоится «Ночь музыки». Программа фестиваля →