На тёмной стороне Луны: лучшие альбомы Pink Floyd

Pink Floyd в 1960-х годах. © / Ludie Cochrane / Flickr.com

Замысловатым названием, которое на русский можно перевести как «волынщик у ворот зари», пластинка обязана Сиду Барретту — основателю и на тот момент лидеру группы, который взял его из любимой книги, сказочной повести шотландского писателя Кеннета Грэма «Ветер в ивах». Pink Floyd записывали свой альбом на студии Abbey Road, где в то же время The Beatles работали над «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» — оба альбома стали в итоге ключевыми страницами в истории мировой музыки. Один — как переломный момент в истории «ливерпульской четвёрки», второй — как точка отсчёта не только для Pink Floyd, но и, по большому счёту, для всего психоделического рока. Барретт покинул группу уже в 1968 году — злоупотребление наркотиками привело к проблемам с психикой. Поначалу остальные участники группы — Роджер Уотерс, Ник Мейсон и Ричард Райт — ещё питали надежду, что Сид сможет писать песни, не участвуя в выступлениях, на которых он всё чаще вёл себя неадекватно. План не сработал, тем более что к тому времени к группе уже присоединился недостающий четвёртый участник — гитарист Дэвид Гилмор. Тем не менее написанные Барреттом два первых альбома до сих пор считаются одними из лучших в дискографии группы. АиФ.ru разбирается, почему, и вспоминает остальные наиболее успешные записи Pink Floyd.

   
   

The Piper at the Gates of Dawn (1967)

Первая пластинка, добравшая до шестой строчки в британских чартах, состоит из 11 композиций, названия которых не уступают по изощрённости названию всего альбома. «Божественная астрономия» (Astronomy Domine), «Космическая перегрузка» (Interstellar Overdrive), «Люцифер Сэм» (Lucifer Sam) и, в конце концов, «Подбери свой стетоскоп и иди» (Take Up Thy Stethoscope and Walk) — единственная написанная целиком и полностью Роджером Уотерсом. Космическо-мифилогическая тематика как нельзя лучше отражается в музыке — Pink Floyd уже тогда, благодаря всё тому же Сиду, нащупали своё звучание, доносящееся словно «из далёкой-далёкой галактики». Всё на этой пластинке напоминает о галлюцинациях — звуковых, визуальных — от слов до обложки, на которой фотография музыкантов напоминает картинку из калейдоскопа. Венчает запись трек «Bike», то ли любовное послание, то ли колыбельная, то ли сказка на ночь, спетая Барреттом будто под звуки слегка расстроенного фортепиано — за этот эффект стоит благодарить клавишника Райта.

Wish You Were Here (1975)

Девятый по счёту альбом Pink Floyd, вышедший аккурат между в каком-то смысле программными произведениями группы — пластинками «The Dark Side of the Moon» (1973), «Animals» (1977) и «The Wall» (1979). Будучи на самом пике своей популярности, музыканты записали самый трогательный, грустный и личный альбом, если не в истории рок-музыки, то в своей истории точно. Посвящён он всё тому же Сиду Барретту, который на тот момент окончательно потерял связь и с бывшими коллегами, и с реальностью. Пластинка состоит из пяти композиций, объединённых темой отчуждения и тоски по прошлому. «Как жаль, что ты не здесь» — название одного из треков, обращение к Барретту, который по какому-то мистическому совпадению заглянул в студию Abbey Road во время записи именного этого альбома. Много лет не видевшие его Уотерс и компания едва узнали друга. Он же, послушав уже готовые композиции, ушёл навсегда — Барретт жил в уединении в доме своей матери до самой смерти в 2006 году. Начинается альбом с восьмиминутной инструментальной прелюдии, переходящей в песню «Сияй, сумасшедший бриллиант» (Shine On You Crazy Diamond) — одновременно посвящение Барретту, «пророку, мученику, незнакомцу, легенде», и всем похожим на него гениям, не вынесшим окружающего мира. Что касается звучания, то оно, стараниями Гилмора и Райта, стало более глубоким, многоуровневым и одновременно цельным.

   
   

The Dark Side of the Moon (1973)

Пластинка, почти единогласно признанная и поклонниками, и критиками лучшей записью Pink Floyd и занявшая вторую строчку в списке самых продаваемых альбомов (50 млн копий, больше только у «Триллера» Майкла Джексона). «The Dark Side of the Moon» — концентрация всего, что было и ещё только будет придумано группой и в музыкальном, и в техническом, и в концептуальном плане. Идея альбома — рассказ о том, как сама жизнь уничтожает человека, как стресс, страхи, деньги, неизбежная старость и бесконечное беспокойство самого Уотерса по поводу свалившегося на него бремени рок-идола доводят до безумия — в каком-то смысле является и идеей, объединяющей все записи Pink Floyd, темой, волновавшей музыкантов на протяжении всего пути. В качестве завершающего штриха — обложка с изображением призмы, проходя через которую, свет разлагается на спектральную радугу — не совсем правильную, так как в ней отсутствует синий цвет. На обратной стороне — тот же эффект, но наоборот, чего в природе не бывает.

The Wall (1979)

Одиннадцатый альбом группы можно назвать настоящей исповедью Уотерса, очевидно поставившего самого себя на место лирического героя. Не просто концептуальный альбом, а рок-опера, позднее превратившаяся в одноимённый фильм Алана Паркера, «Стена» рассказывает о мальчике Пинке, который не может вырваться из-под материнской опеки, ненавидит школу, где вместо знаний — бесконечное унижение (We don’t need no education/Teachers leave them kids alone). Единственный выход — отгородиться от мира невидимой стеной отчуждения, которую, сколько ни разрушай, а она будет построена вновь — лидер группы обрушивает на слушателя бурю эмоций, звуков, шумов. От ранней психоделики, с которой Pink Floyd начинали свой путь десять лет назад, не осталось и следа. «The Wall» — классический прогрессивный рок, тяжёлый, сложный, построенный на сочетании множества жанров, от джаза до фолка. После записи этого альбома группа, по сути, пережила распад — после выпуска «The Wall» коллектив покинул клавишник Ричард Райт.