В Третьяковке открылась выставка самой дорогой российской художницы – Натальи Гончаровой. Той самой правнучатой племянницы жены Пушкина и, по совместительству, «амазонки» русского авангарда.
За последние 100 лет это крупнейшая выставка художницы в России. Последний раз в таком объеме ее работы собирались только в 1913 году – причем, тоже осенью, в конце сентября. Сейчас же Третьяковская галерея захотела представить творчество авангардистки в полном объеме, поэтому в дополнение к своему обширному собранию «одолжили» картины из других музеев – в общей сложности, шедевров добавили еще 23 отечественных и зарубежных музея, а также частные коллекции. Многие полотна приехали в Россию впервые – например, «Продавщица апельсинов» из Кельна. А известный цикл «Жатва» в прямом смысле не был на родине уже сто лет – его собрать сложно было еще и потому, что «составляющие» находились в разных музеях по всему миру.
— Всего в экспозицию вошло около 400 работ, — рассказала куратор выставки Евгения Илюхина. — Кажется, что это очень много, но на самой большой ее выставке было примерно 800 произведений.
При этом авторы проекта не руководствовались принципом «чем больше, тем лучше» — для экспонирования отбирали самые яркие картины, которые позволяют раскрыть талант Гончаровой со всех сторон, а также восполняли «белые пятна» — добирали работы в тех жанрах, которых у самой Третьяковки не хватало. Поэтому помимо живописи и графики в галерее также представлены книжные иллюстрации художницы, эскизы театральных декораций и костюмов (включая даже наряды медузы и коралла), ее проекты домашних интерьеров и совместные творения с домами модами – есть даже одно готовое платье, сшитое по рисункам Гончаровой.
На выставке «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» возникает ощущение, что здесь представлено сразу несколько художников: одного интересуют русские пейзажи, другой тяготеет к религиозной тематике, третий составляет композиции из всего, что только попадается под руку: цветов, фруктов, рыбы, шахматной доски… Настолько картины разноплановые и непохожие друг на друга.
Но несколько любимых тем у Натальи Гончаровой все-таки можно выделить: например, красота испанок, которые для художницы были женским идеалом. Или подсолнухи – эти цветы встречаются на многих полотнах авангардистки, и каждый раз выглядят по-новому.
— Наталья Гончарова — очень яркий и интересный художник, — говорит Евгения Илюхина. — Она всегда умудрялась пойти по своему собственному пути: с одной стороны, Гончарова уходила от традиционного академического искусства, как это делали все авангардисты, а с другой — в ее творчестве были темы, она тяготела к фигуративности, предметности, то есть и от «мейнстрима», по которому двигался авангард, она тоже ушла. При этом художницу совершенно не заботило, в одном ряду с кем окажется ее имя.
В итоге Гончарова стала известна всему миру как самая дорогая художница, а ее полотна дважды устанавливали исторический рекорд стоимости работ женщин-художниц (в 2007-м за «Сбор яблок» было выручено почти 10 миллионов долларов США, а в 2010-м «Испанка» ушла с молотка за 10 млн 216 тысяч 148 долларов США).
В конце этого года на аукционе Christie’s будет выставлено еще одно полотно художницы — «Лесорубы». У организаторов на него очень большие надежды.