Адабашьян: Фрейндлих не включала звезду на съемках у внука

Кадр из фильма

«Служебный роман», «Жестокий романс». «Анна и командор»... Сегодня, 8 декабря, празднует юбилей народная артистка СССР Алиса Фрейндлих. Алисе Бруновне — 90 лет. Сайту aif.ru рассказал о работе с легендой режиссер, актер Александр Адабашьян. Александр Артемович сыграл вместе с Алисой Фрейндлих в трагикомедии 2022 года «Родители строгого режима», снятой её внуком-режиссером Никитой Владимировым.

   
   

Фильм начинается с выступления журналистки, которая рассказывает, что мэр города Борис Литвин (Евгений Ткачук) — коррупционер и взяточник. Это видео смотрит кассирша в магазине, в который пришли за продуктами пожилые родители мэра. Услышав, кем в действительности стал их 38-летний сын, родители стыдятся его и решают перевоспитать. Роль матери исполнила Алиса Фрейндлих, а отца — актёр, режиссёр Александр Адабашьян.  

«Когда мне позвонил внук Алисы Бруновны Никита и предложил играть в паре с Фрейндлих, я, даже не читая сценарий, сразу согласился, а потом уже приехал в Питер, — рассказывает сайту aif.ru Александр Адабашьян про съемки в картине “Родители строгого режима”. — Она из той старой плеяды, которые относятся к работе, как к главному делу в своей жизни. Вся роль у Алисы Бруновны была переписана в тетрадочке с пометочками, она всегда готова работать, если какие-то у нее были свои предложения, она их делала не громогласно, а аккуратно говорила прежде всего режиссеру. Партнер она замечательный. Она никогда не “включала звезду”, в отличие от современных популярных артистов, приезд которых всегда сопровождается какими-то пиротехническими эффектами, в том смысле, что “сейчас приедет такой-то, надо ему отдельную гримерку, еще он просил того-то, еще требуется это”.

У Фрейндлих никаких особых условий не было, мы ездили в одной машине на съемки и обратно, моя гостиница была недалеко от ее дома. Поэтому у меня был дополнительный бонус — час беседы в дороге и очень её интересные рассказы о жизни, о блокаде, о работе, семье. Мне очень запомнилось, например, что в детстве Алисы во время блокады пайку хлеба, которая выдавалась на сутки, бабушка с математической точностью делила на маленькие кусочки, которые полагались каждому, и выдавала их строго по часам. Просто в минуту в минуту. Хотя дети узнавали – можно сейчас хоть крошечку, а можно я сейчас эту съем, а следующую уже не буду? Несмотря на стоны и рыдания, было совершенно жестко: следующий будет в 10 часов 18 минут. Нет, все было минута в минуту в буквальном смысле — вот еще две минуты, сейчас будете есть. Это точность позволила эти несчастные, минимальные для выживания кусочки хлеба растягивать на весь день.

Еще запомнились рассказы о работе с коллегами, спектаклях – она, в первую очередь, актриса театральная, к театру она относится с большим пиететом, чем к кино. Для нее всю жизнь был основным местом приложения силы и удовольствия от результата – театр. Последний спектакль, который я с ней видел, был в дуэте с Олегом Валерьяновичем Басилашвили. После этого ничего нового они не делали, потому что уже здоровье не то, что было раньше. Так вот, хочу пожелать Алисе Бруновне здоровья именно для того, чтобы продлилась ее максимально творческая, профессиональная жизнь – а это и есть для нее жизнь. С большой буквы. Спасибо ей за все, что она делала, а от меня лично спасибо за то, что так или иначе мне удалось к этому прикоснуться».

Ранее популярный актер Антон Макарский рассказал о работе с Алисой Фрейндлих. В 2009 году на экраны вышла музыкальная трагикомедия «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини» Георгия Юнгвальд-Хилькевича, где Фрейндлих сыграла, как и в предыдущих «Мушкетёрах», королеву Анну Австрийскую. Антон Макарский исполнил Анри, сына Арамиса.