Судите сами, новый Бонд сделан по всем лекалам компьютерного развлечения. Что нужно игроку (по мнению начинающих разработчиков видеоигр)? Ну, чтобы сеттинг (декорации) были разные – чтобы из жерла вулкана прямиком на тропический остров, оттуда в пустыню и затем куда-нибудь на Северный полюс. Без чего еще не может обойтись любой компьютерный боевик последних лет – так это без средств передвижения, чтобы у игрока при постоянной монотонности игрового процесса складывалось ощущение, что он постоянно занят чем-то новым, а не одним и тем же – побегал-пострелял, поплавал-пострелял, полетал-пострелял, покатался-пострелял. То есть игрок-то везде стреляет, но вы же понимаете – эти маленькие отличия…
Разница только в том, что экранный Бонд – он не игрок. В кинозале нельзя сохраниться в любой удобный момент и уйти на кухню хлебнуть чайку, или с помошью секретных кодов пропустить уровень-другой из тех, что поскучнее (хвала небесам, скоро «квант милосердия» выйдет на DVD).
А в остальном все похоже. Первую половину фильма носится по земному шару, словно сошедший с ума отпускник – Италия, Лондон, Гаити, Австрия, Боливия… Бонд почти не делает передышек – соскочил с разбитого вдребезги Aston Martin, пересел на мопед, потом на катер, самолет, еще один самолет и так далее. Если он не управляет какой-нибудь машиной, то он непременно бегает.
Движение, конечно, жизнь, но в случае с «Квантом» - это все-таки перебор. Потому что дуэт режиссер-оператор пошел на неоправданный шаг – чтобы передать динамику Бонда все экшн-сцены сняты неимоверно истеричной камерой, у которой вдруг разразился сильнейший приступ эпилепсии. Все мельтешит, трясется, превращается в неразборчивое месиво (преимущественно серо-черных тонов, тоже не облегчающих видимость) и разглядеть в этом хаосе хоть что-то можно только сильно напрягая зрение. А чтобы окончательно добить ваш глазной нерв, монтаж сделан максимально короткими планами, по полсекунды и даже короче. Представили, как это выглядит? А на большом экране? Вот то-то и оно.
Более того, пожалуй впервые в истории бондианы, в фильме нет ни одной эпохальной экшн-сцены или хотя бы оригинальной находки. Финальная схватка в сотрясаемой взрывами гостинице, все полыхает в огне. Мы это уже видели. Погоня по крышам за улепетывающим от Бонда предателем. Было не далее как в предпоследнем фильме бондианы, «Казино Рояль». Гонки на машинах и катерах – это вообще общее место сериала.
Впрочем, если преемственность по части боевика создатели худо-бедно, но соблюли, то по части традиций серии они решились на какое-никакое, а новаторство. Так, Бонд, например, сменил неизменный мартини с водкой на другой коктейль. Зато персонажи-предатели, неизменно присутствующие в каждой серии вышли на редкость бледно. Пара фраз на каждого и по паре минут в кадре – это как-то слабо и ни в какие ворота.
Вообще с персонажами в «Кванте милосердия» просто беда какая-то. Главный злодей (его играет Матье Амальрик) – самая бесцветная отрицательная роль бондианы последних лет. Он просто не страшный и даже не зловещий. Но главный казус случился с девушкой Бонда в исполнении Ольги Куриленко, вернее с ее дубляжом. Ее непередаваемые украинские интонации иногда добавляют фильму колорита, но в некоторых эпизодах это смотрится как минимум неуместно. Особенно в сцене где Бонд с неимоверно трагическим выражением лица выбрасывает в мусорный бак тело соратника Матисса (которым незадолго до этого прикрывался от полицейских пуль, от чего Матисс и скончался), а героиня Куриленко молвит: «Ты всегда так с друзьями?». Фраза, в зависимости от интонации, может выглядеть выигрышно и в каком-нибудь нуаре, и в боевике, но здесь она придает «новому Бонду» оттенок черной комедии.
Зато, кстати, с комедийной составляющей у Бонда порядок. Первую часть фильма Дэниел Крейг преимущественно молчит, только пыхтит во время особо ожесточенных схваток. Зато потом выстреливает ироничными фразами одна за другой.
- Мистер Грин.
- Друзья зовут меня Доминик.
- Пусть зовут.
Сам Крейг не произносит за весь фильм знаменитую «Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд», что конечно огорчает, но не так сильно как неизобретательный и плохо снятый экшн. Он, конечно, не совсем отвратителен, возможно даже неплох местами. Просто это не уровень «бондианы». «Казино Рояль» пытался «перезапустить» серию, превратившуюся в пародию на саму себя, сделать из нее брутальный, но в тоже время романтичный боевик экстра-класса и это удалось. «Квант милосердия» пытался показать как Бонд в процессе своего развития утратил романтичность, но вместе с этим фильм утратил и экстраординарность и самобытность, став просто хорошим боевиком.
И, кстати, не спрашивайте, что такое этот самый «квант милосердия». В фильме об этом ни слова, даром что сюжет писали три сценариста…
Смотрите также:
- Дивный новый мир. Что нужно знать перед просмотром «Валериана» Люка Бессона →
- «День, когда Земля остановилась»: худшая роль Киану Ривза →
- Бен Фостер: «Съемки в «Механике» - мечта любого мужчины» →