Рурка обнесли наградой
На роль лидера фестиваля претендовали по очереди разные фильмы: сначала преимущественно японские, потом американские. В итоге жюри после долгих дискуссий предпочло картину Даррена Аронофски.
Это монодрама о непростой жизни человека, для которого рестлинг стал и профессией, и призванием, и наркотиком, и проклятием. Человека, выступающего в кровавых шоу в буквальном смысле до разрыва сердца, сыграл 52-летний Микки Рурк с его монструозной харизмой. Эта роль стала его триумфальным возвращением в кинематограф после многих лет распада, когда актёр потерял семью, физическую форму, попал в зависимость от алкоголя и наркотиков. В Венецию он приехал с одной из своих шести собачек чихуахуа, с которой не расстаётся ни на минуту.
Журналисты прочили матёрому артисту приз за мужскую роль, но почти никто не предрёк победу самой картине. А жюри отдало актёрский приз любимцу итальянской публики Сильвио Орландо, сыгравшему в фильме «Папа Джованны», а «Рестлеру» - «Золотого льва».
Сразу две награды: спецприз жюри и «Озелла» (так называлась старая венецианская монета) за сценарий отошли к эфиопской ленте «Роса» режиссёра Хайле Геримы. Удвоение числа призов произошло и по отношению к «Бумажному солдату»: он награждён «Серебряным львом» за лучшую режиссуру и «Озеллой» за операторскую работу.
Жюри привлекло штучное кинематографическое качество этой работы, которого не хватало многим конкурсным фильмам. Сработал, судя по всему, и актуальный фактор: недаром газета La Repubblica написала, что эта картина объединяет русских и грузин. Ведь главного героя - врача Данилу Покровского, готовящего к полёту первых космонавтов, - играет Мераб Нинидзе, и по сюжету его герой имеет грузинскую родословную. Сцены на Байконуре 60-х годов, где звучат стихи Бараташвили в переводе Пастернака, воспринимаются ностальгически, как и давшая название фильму песня Булата Окуджавы. Главное же - ностальгически выглядит сам тип кино, которое разрабатывает Алексей Герман-младший, решительно отказавшийся от «современного» индустриального подхода в пользу авторской традиции. Именно это стало решающим в глазах жюри.
Щедро раздав по два приза российской и эфиопской лентам, жюри довольно жестоко поступило с другими, оставив без наград и зрительскую фаворитку японскую рыбку «Поньо», и алжирскую «Внутреннюю страну», и американский «Вегас», - называю фильмы из числа наиболее достойных в конкурсной программе.
Магия «Поля»
Другой российский фильм - «Дикое поле» - был представлен в программе «Горизонты» и тоже стал плодом российско-грузинского союза: сценарий написали в своё время Пётр Луцик и Алексей Саморядов, лучшие наши сценаристы 90-х годов, а поставил картину Михаил Калатозишвили. «Дикому полю» досталась Art Cinema Award - альтернативная награда, присуждаемая в качестве прокатной поддержки талантливым арт-хаусным лентам. По мнению многих критиков, картина вполне могла бы быть представлена в главном конкурсе, а обозреватель газеты The Hollywood Reporter Дебора Янг назвала эту картину «маленькой жемчужиной», полной «магического реализма русских степей».
Русский язык звучал и на сцене Венецианского фестиваля. Ксения Раппопорт, бывшая хозяйкой церемонии закрытия, начала её словами «Добрый вечер!», несколько раз переходила с итальянского на родной и, не сдержав смеха, перевела публике рассказ Алексея Германа о том, как его продюсер Артём Васильев чуть было не заложил свою квартиру, чтобы собрать деньги на сложный дорогостоящий проект. Теперь можно утверждать, что усилия создателей этого фильма не были напрасны.
Смотрите также:
- Разминка перед «Оскаром». Кто и за что получил в этот раз «Золотой глобус» →
- Парадоксы «Оскара-2010»: награду могут вручить «худшей актрисе» →
- «Овсянки»: три приза в Венеции - три кинотеатра в Москве →