Условия российского литературного конкурса «Неформат»

Вы молоды, вы пишите и считаете, что ваши произведения не укладываются в модель современной литературы? Это значит только одно – специально для вас создана независимая литературная премия «НЕФОРМАТ», которая готова объединить под своей эгидой талантливых авторов до 27 лет, тех, кто готов бросить вызов сегодняшнему положению дел, тех кто в поиске новых ощущений отпустил на волю свое творческое воображение, тех кто презрел хладнокровный расчет в поиске своего читателя.

   
   

Премия проходит по трем номинациям: Поэзия, Малая проза, Крупная проза и прием заявок на конкурс уже начался. Все подробности на сайте: https://ne-format.net

Литературная премия «НЕФОРМАТ» взяла на себя смелость не только пригласить «неудобных» авторов к сотрудничеству, но и открыть общественную дискуссию в попытке определить рамки понятия современного литературного формата и неформата. Ненормативная лексика вплетенная в ткань произведения, бесстрашие словообразования, неожиданный поворот сюжета, простейшая бытовая ситуация рассмотренная под необычным­ углом зрения – формат ли это? И что такое «неформат»? Барков? Велемир Хлебников? Хармс? Олег Григорьев? Довлатов? Венедикт Ерофеев? Или Пушкин, Чехов, Островский, Булгаков, Распутин? И кто они – герои нашего времени – падонки, жж-юзеры, ребята с udaff ком или с ресурса лит прома? Кто готов назвать себя автором, существующим вне мейнстрима? Кто готов предложить современной литературе альтернативу? Ответить на эти и другие вопросы, а главное разыскать молодых ярких пишущих людей решился один из самых известных современных писателей, соучредитель литературной премии «Дебют», член Общественной палаты – Дмитрий Михайлович Липскеров, по мнению которого сегодня как никогда важно вывести «в свет» тех авторов, которые находятся в андеграунде.

И все было бы очень просто, если бы в процессе работы премии – в общении с литературными критиками, писателями и начинающими литераторами не выяснилось, что границы «форматных» и «неформатных» произведений, несмотря на такое расхожее хождение этого понятия по сути пока неопределенны. Вообще, понятию формат и неформат в литературе сегодня мы обязаны в первую очередь журналам, которые в поиске своего читателя начали диктовать автору ужесточенные правила, приправленные пониманием рынка, или как принято теперь выражаться пониманием своей целевой аудитории. Впрочем, книжные издательства не отстают ни на шаг в своем стремлении устранить элементы риска в сфере продаж и угодить занятому покупателю. Таким образом, картина, которую мы наблюдаем, возможно, покажется совершенно прозрачной и, несомненно, очень приятной, по части экономии времени большинству потребителей – ведь, подойдя в книжном магазине к полке с non-fiction мы не ожидаем обнаружить там ни нового Льва Толстого, ни Достоевского – жанр диктует нам свои правила (под fiction мы теперь подразумеваем не более чем истории из жизни, не отягощенные иным «злом») и при таком раскладе Бунин разместился бы на полке «женские романы», а на полку «медицинские рассказы» можно было бы пристроить творения Булгакова и Чехова, произведения Гоголя мы стали бы искать в разделе «фантастика», ну а Пушкина в шкафу со скромной пометкой «стихи».



По счастью величайшие из писателей лишены права разделения по жанрам и выстроены на полках в книжном магазине согласно буквам алфавита. И то верно, – ни одно по-настоящему талантливое произведение невозможно уложить ни в какие рамки и невозможно подчинить понятию «формат». И к этому мы давно привыкли – мы выделили бессмертных в особую категорию, которая звучит коротко и ясно – «классика». Но как характеризовать нам события происходящие на сегодняшний день в литературе? Что требует сегодня от писателя общество, удовлетворяет ли такой насыщенный книжный рынок запросы потребителя и что по этому поводу думают юные и не лишенные таланта люди? Те, кого очень скоро мы назовем лицом будущего? Чтобы получить об этом представление достаточно почитать материалы и сообщения на сайте https://ne-format.net, где обнаруживается, что литература с философской смысловой нагрузкой сейчас востребована как никогда и именно ее новое поколение готово отнести к литературе, которая находится в загоне. Похоже, что мы возвращаемся шестидесятые года прошлого столетия, когда в недрах общества зарождалось хорошо знакомое старшему поколению течение, которое принято называть теперь нонконформизмом.

Читайте также

Интервью с Юрием Мамлеевым, председателем жюри премии «Неформат»