Собиратели

   
   

115 лет назад, в августе 1893 года, частная коллекция живописи братьев Третьяковых стала общедоступной.

Однако Павел и Сергей Третьяковы были не первыми и далеко не единственными состоятельными людьми, открывшими свою частную коллекцию для публичного просмотра. Об эпидемии собирательства, которая охватила Москву с 30-х гг. XIX в., и о тех, кто абсолютно бескорыстно подарил потомкам величайшие шедевры живописи, рассказывает искусствовед, историк, писатель Нина Молева.

Новоселье для Иванова

Первым общедоступным музеем стал Московский Публичный Румянцевский, открывшийся за 30 лет до Третьяковской галереи. Музей составлялся из даров; так, император подарил ему картину А. Иванова «Явление Христа народу». В музее было много западноевропейской живописи, гравюр и хорошая библиотека. Всё это было доступно всем москвичам, потому что цены на билеты были копеечными, а учащимся разрешалось и вовсе бесплатное посещение. Время показов зависело от светового дня, так как музей открылся ещё до проведения электрического освещения.

На рубеже XIX-XX веков в Москве существовало уже порядка 40 частных коллекций. С кем-то из хозяев таких галерей нужно было обсуждать визит заранее, позвонив по телефону, к другим можно было прийти без предварительной договорённости, и слуга, а то и сам владелец проводил посетителя по всей коллекции. Ничего недоступного не было! Для этих людей - купцов, банкиров, предпринимателей - смысл собирательства заключался не в том, чтобы богато украсить свой интерьер, а в том, чтобы сохранить таким образом ещё одну историческую ценность.

Так, Иван Цветков, выходец из беднейшей семьи, став известным банкиром, размещал произведения искусства в своей квартире в районе Мясницкой улицы, а потом приобрёл землю на набережной рядом с храмом Христа Спасителя. Там по проекту Васнецова выстроили специальное музейное здание. Цветков рассудил, что соревноваться с Третьяковым по части живописи XIX века бессмысленно, поэтому он начинает собирать XVIII век и русскую графику. Незадолго до смерти всю коллекцию вместе с капиталом на её содержание он подарил городу.

Другой пример - музей Щукина на Малой Грузинской улице. Пётр Щукин долго добивался того, чтобы его коллекция была признана как отделение Государственного исторического музея. А благодаря знаменитому собранию Ивана Морозова на Пречистенке москвичи смогли по достоинству оценить творчество импрессионистов и постимпрессионистов.

Или Бурышкин - один из московских воротил, предприниматель, который всю жизнь собирал всё, что касалось истории Москвы. Когда он захотел подарить свою коллекцию Москве, город дар не принял! Бурышкин поставил условие: его коллекция должна оставаться именно в том здании, где он её экспонировал. Но Дума возразила: коллекция будет развиваться, ей потребуются другие площади, а это условие их связывает.

Шедевры в коробе

Рябушинский (тот самый, чей особняк после революции передали Горькому) увлекался иконописью. А потому посылал приказчиков на Русский Север, где те скупали иконы в деревнях, что называется, «под метёлку». Затем Рябушинский лично отбирал наиболее ценные, с его точки зрения, а остальные бесплатно отдавал старообрядческим церквям.

   
   

Иван Гринёв служил театральным художником Московской конторы императорских театров, а в свободное время скупал живопись на Западе. Его семье принадлежали многие здания во 2-м Красносельском переулке. В одном из них, под номером 12, он в семи больших залах разместил свою коллекцию. После Февральской революции Гринёв спрятал собрание на чердаке. Для чего под видом ремонта оборудовал там огромный короб, в который аккуратно сложил тщательно упакованные и законсервированные картины и скульптуры. Расчёт оправдался, хотя коллекция вернулась к людям только в 1949 году и только благодаря внуку Гринёва.

Козьма Солдатёнков всю жизнь знакомил русское общество с новейшими научными изданиями Запада, сам не прочтя ни одной книги. Выбор трудов для публикаций он предоставлял профессорам, а сам оплачивал переиздание на русском. Он собрал огромную коллекцию, в которой хранились знаменитое «Чаепитие в Мытищах» В. Перова и картины А. Иванова. Он сам водил по своей коллекции любого позвонившего в дверь.

Что не украли, то подарили

Приход большевиков нанёс колоссальный урон нашей культуре. После революции коллекции разворовывали во время обысков и конфискаций. Не приглянувшееся чекистам сдавали в музейный фонд Наркомпроса, но там не было ни специалистов, чтобы это оценить, ни времени и физической возможности, чтобы систематизировать. Очень многое из этого собрания ушло на политические подарки, было продано за рубеж...

Сегодня Россия опять переживает собирательский бум. Но в роли коллекционеров чаще всего выступают банки, для которых картины - лишь вложение капитала. В этих коллекциях в отличие от дореволюционных собраний не чувствуется души владельца. Это всего лишь выставка богатства!

От редакции. «АиФ» готов рассказать о современных собирателях искусства, которое не только служит объектом капиталовложений, но и доступно простым людям.

РЕЙТИНГ

Стоимость билета в крупнейшие музеи мира

1. Третьяковская галерея

Москва. 100 руб. (школь-ники, студенты - 50 руб., неграждане РФ - 250 руб.)

2. Эрмитаж

Санкт-Петербург. 100 руб. (школьники, студенты, пенсионеры - бесплатно, неграждане РФ - 350 руб.)

3. Лувр

Париж. 10 евро (около 370 руб.)

4. Прадо

Мадрид.6 евро (около 222 руб.)

5. Британский музей

Лондон. Бесплатно

6. Метрополитен-музей

Нью-Йорк. Номинально - 10 долл., но посетитель сам решает, сколько заплатить

7. Дрезденская галерея

Дрезден. Около 7 евро (около 260 руб.)

Смотрите также: