17 мгновений легенды

   
   

1. В 1978 г. «Семнадцать мгновений весны» был представлен на Госпремию. Но отдали её в тот год фильму Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли».

Но награда всё же нашла героев. Брежнев любил смотреть кино, особенно детективы. «Семнадцать мгновений весны» он видел много раз. Сериал ему специально привозили на дачу.

Незадолго до смерти Брежнев вновь попросил привезти ему фильм и посмотрел все серии подряд. После просмотра Леонид Ильич заплакал и сказал: «Какая прекрасная музыка! Какой огромный труд композитора!»

Помощники тут же записали: «Таривердиеву - орден Трудового Красного Знамени».

«А радистка Кэт? С ребёнком на руках передаёт по рации данные о немцах! Почёт нашим матерям и разведчицам!»

Помощники пометили: «Екатерине Градовой - орден «Знак Почёта».

«...А Штирлиц? Да он просто герой!»

Следует пометка: «Тихонову - звание Героя».

   
   

Брежнев забыл упомянуть автора сценария Юлиана Семёнова.

Видимо, генсек полагал, что актёры произносят текст, который придумали сами.

2. Анекдот

Штирлиц, Мюллер и Шеленберг играли в карты. В тот вечер Штирлиц проигрался. Но Штирлиц умел делать хорошую мину при плохой игре. После того, как Штирлиц покинул компанию, мина сработала...


3. По просьбе писателя Юлиана Семёнова всем создателям фильма председатель КГБ Юрий Андропов подписал пропуска «Без права остановки», позволявшие парковать машину где угодно. Таривердиев как-то ради эксперимента остановил машину на Красной площади. И был в восторге от того, что пропуск сработал.

4. Фильм снимали старой, советского производства камерой. Она очень грохотала при работе. Её приходилось накрывать одеялами и пальто, поскольку во время съёмки сразу записывали и звук.

5. Чтобы создать ощущение документальности фильма, Лиознова просмотрела огромное количество военной кинохроники, как советской, так и немецкой. Чтобы не упасть в обморок от увиденного, Лиознова периодически выбегала из зала. Однако она заставляла всю съёмочную группу, включая артистов, ездить в Красногорск, в архив кинофотодокументов.

6. Анекдот

- Штирлиц шёл с радисткой Кэт по парку. Раздался выстрел, Кэт упала, истекая кровью. Штирлиц насторожился.

7. Ни одного костюма для фильма не выпускали без утверждения консультанта - полковника Брауна, который служил в разведке. Уточнялась и перепроверялась каждая деталь. Шили костюмы мастера из генеральских ателье. Только для Вячеслава Тихонова было закуплено сто рубашек. Зачем так много? Стирать было негде...

8. В сценах, где Штирлиц раскладывал из спичек фигурки или рисовал картинки, в кадре крупным планом появлялись чужие руки. У Тихонова на руке есть наколка «СЛАВА», что для разведчика недопустимо.

9. Муслим Магомаев изначально должен был исполнять все песни в фильме. Но Татьяна Лиознова передумала и пригласила Иосифа Кобзона. «Ревновал ли я Кобзона? Нет! - говорит Муслим Магомаев. - Считаю, что Татьяна была права, выбрав Иосифа. Потому что его голос Тихонову подходил больше. Хотя, видимо, Лиознова дала послушать Иосифу ту запись, которую сделал я, потому что оттеночки, акценты у него оказались расставлены так же, как у меня. Правда, Иосиф сказал, что он никаких фонограмм не слышал. «Значит, мы так с тобой совпали», - ответил я».

10. Крылатая фраза

- А вас, Штирлиц, я прошу остаться.

11. Вместо Леонида Броневого в роли Мюллера мог предстать актёр Всеволод Санаев. Однако он категорически отказался. «Как же я, секретарь парторганизации «Мосфильма», буду играть фашиста?!» - заявил Санаев.

12. Крылатая фраза

- Характер нордический, выдержанный. Беспощаден к врагам рейха.

13. Попасть в фильм могла великая Фаина Раневская. Режиссёр сочла, что образ разведчика слишком уж серьёзен, и заказала Юлиану Семёнову несколько сцен с участием старой немки, которую и должна была бы сыграть Фаина Георгиевна. Когда Лиознова и Семёнов показали сценарий Раневской, Фаина Георгиевна ужаснулась. «Это что за идиотство?! - воскликнула актриса. - Разве это можно сыграть?» И наотрез отказалась.

14. Юрий Визбор поначалу пытался отказаться от роли Бормана, но передумал. Чтобы создать мрачноватый образ фашиста, Визбору вставили в нос тампоны, а мундир подшили поролоном, чтобы придать актёру более внушительный объём. Так как голос у Визбора был мягким, в фильме его озвучивал другой актёр.

15. Тому же Юрию Визбору в разгар отпускного сезона нужно было срочно вернуться с Кавказа в Москву, а билетов в кассе не было. Никакие уговоры не помогали. Тогда взвинченный Юрий Иосифович взревел: «Так дайте билет до Берлина! Я же Борман! Если мне нельзя в Москву, то я хочу вернуться в Берлин!» Билет до Москвы для Визбора нашёлся.

16. Микаэла Таривердиева, написавшего музыку к картине, обвинили в плагиате. Рассказывает вдова композитора: «В Союз композиторов СССР поступила телеграмма от французского композитора Франсиса Лея: «Счастлив успеху моей музыки в вашем фильме». Сначала Микаэл не придал значения этому клочку бумажки. Но её содержание получило огласку. Началась травля композитора. И лишь когда председатель Совинфильма Отар Тенейшвили попросил обратиться напрямую к Лею, выяснилось, что никакой телеграммы он не посылал».

17. Крылатая фраза

- Через пять минут он проснётся. Эта привычка выработалась с годами.

КОНЕЦ ФИЛЬМА

В создании газетной версии фильма принимали участие: Сергей ГРАЧЁВ, Светлана КУЗИНА, Марина МУРЗИНА, Юлия ШИГАРЕВА

 

РЕЙТИНГ

Самые знаменитые киноразведчики


Павел Кадочников - майор Федотов.

«Подвиг разведчика», 1947 г.

Вадим Бероев - разведчик Савельев.

«Майор Вихрь», 1967 г.

Михаил Волков - Крылов/Крамер.

«Путь в «Сатурн»,

«Конец «Сатурна»,1967 г.

Станислав Любшин - Иоганн Вайс/Белов.

«Щит и меч», 1968 г.

Донатас Банионис - разведчик Ладейников.

«Мёртвый сезон», 1968 г.

Вячеслав Тихонов- Штирлиц/Исаев.

«17 мгновений весны», 1973 г.

Олег Даль - Сергей Скорин.

«Вариант «Омега», 1975 г.

Смотрите также: