Военная галерея. Как собиралась коллекция Ивана Цветкова

Дом на Пречистенской наб., гостиная французского генерала. Фото Савелия Кашницкого

Нынешним летом исполнилось 70 лет героической Курской битве. В ней принял боевое участие незадолго перед тем созданный французский истребительный авиационный полк «Нормандия - Неман», штаб которого располагался в центре столицы в двухэтажном особняке, дожившем до наших дней.

   
   

Этот дом, смотрящийся в зеркало Москвы-реки, словно выплыл из русской народной сказки. Горбатая серебристая крыша и высокие окна с наличниками делают его похожим на русский терем. И точно, мемориальная доска на фасаде сообщает, что построен он для галереи Ивана Цветкова по эскизу русского художника Виктора Васнецова, так любившего иллюстрировать народные сказки.

В галерею Цветкова приходили те, кто любил русскую живопись и графику. В отличие от великих московских собирателей Третьякова и Морозовых Иван Евменьевич не был миллионером. Свою коллекцию числом около двух тысяч произведений он собрал на зарплату простого банковского служащего, покупая уникальные рисунки Михаила Лермонтова и Тараса Шевченко. Они у него соседст­вовали с эскизами Александра Иванова и Алексея Саврасова. А в 1909 году передал её вместе с домом, построенным для своей семьи, городу. Вплоть до революции увидеть произведения Брюллова и Федотова, Левитана и Репина, Поленова и Васнецова мог любой желающий в общедоступном музее «Галерея Цветкова». Когда к власти пришёл «гегемон», коллекцию разбросали по провинциальным музеям, около 100 экспонатов поместили в Третьяковку. Из 429 картин более 300 покинули особняк на Пречистенской набережной.

Фото Савелия Кашницкого

В межвоенные годы особняк занимало общежитие Наркомата просвещения. Но это было не общежитие с комнатами на несколько человек и общими удобствами. Здесь располагался VIP-отель для элиты, где часто останавливались знаменитые иностранцы. А в годы Второй мировой войны здесь разместилась военная миссия свободной Франции, которая по приказу генерала де Голля взаимодейст­вовала с советскими властями. Результатом этого ­сотрудничества стало создание и размещение в СССР французской истребительной авиационной эскадрильи «Нормандия». После окончания войны особняк так и остался в аренде у французов, которые продолжают использовать здание для размещения своей военной миссии.

Атташе по вопросам обороны посольства Франции бригадный генерал Ги Нуиттенс любезно показал залы корреспонденту «СтоЛИЧНОСТИ».

Под потолком холла перед центральной лестницей выделяются четыре герба: один - провинции Нормандия, чьё имя было присвоено сначала эскадрилье, а затем полку, и трёх главных нормандских городов - Гавра, Руана и Шербура. Слева и справа от входа вывешены документы и фотографии авиаполка. За боевые заслуги и мужество, проявленное лётчиками при форсировании реки Неман, полку было присвоено звание «Неманский», после чего он и стал «Нормандия - Неман».

   
   

92 французских лётчика приняли участие в боях с противником, преимущественно на советских самолётах Як-3, 42 из них погибли.

- Дважды в год, - рассказывает господин Ги Нуиттенс, - 11 ноября, в день окончания Первой мировой войны, и 8 мая, в день окончания Второй мировой войны, в нашем доме устраиваются торжественные приёмы. До недавнего времени в майские дни нашими гостями были ветераны полка «Нормандия - Неман». Сейчас в живых их осталось совсем мало, и они, к сожалению, уже не могут совершать столь далёкие путешествия.

В гостиной второго этажа, где прежде были развешаны полотна из коллекции Цветкова, сегодня уютная обстановка: со вкусом подобранная мебель, три копии картин Анри Матисса, хранящихся в Музее им. Пушкина (генерал, как оказалось, большой ценитель этого художника), и несколько русских пейзажей.

Г-н Нуиттенс живёт в Москве чуть более полугода. Сын унтер-офицера, профессиональный военный, проделавший путь от начальника взвода танкистов до атташе по вопросам обороны, он настолько интересуется культурой, что успел достаточно подробно ознакомиться как с историей занимаемого особняка, так и с малоизвестной, к сожалению, даже российским гражданам судьбой галереи Цветкова.

Частым гостем бригадного генерала стал Сергей Кузаков, московский краевед, свыше тридцати лет изучающий биографию Цветкова и судьбу хранившихся в особняке раритетов. При мне он подарил Ги Нуиттенсу папку с дореволюционными фотографиями интерьеров особняка. Они оба увлечённо сопоставляли изображения на снимках с фрагментами сегодняшних интерьеров, стремясь уточнить, где какие картины были развешаны.

Дом, история которого перевалила за столетие, остаётся в приличном состоянии. Отдельные мелкие проблемы, на которые генералу указывает пожилой домоуправ Владимир (пора укреплять оконные рамы, засохшее вековое дерево во дворе опасно увеличивает наклон и может грозить зданию), арендатор обещает в ближайшее время устранить.

В День культурного наследия (18 мая) двери особняка на Пречистенской набережной открываются для всех желающих. Поэтому хотя бы раз в год, но у всех есть возможность побывать в доме, помнящем так много из истории России и Франции.

СтоЛИЧНОСТЬ №11 (41), 20 августа 2013

Издается ЗАО «Аргументы и Факты»

Смотрите также: