На дембель - с Красной площади!
В этом году фестиваль будет проходить с 1 по 8 сентября. Сказать о том, что в нём примут участие лучшие коллективы мира, - не сказать ничего. «Если у нас оркестр-участник представляет страну, то это непременно оркестр № 1, - рассказывает
Сергей Смирнов, руководитель дирекции фестиваля. - Если это воинское подразделение - то подразделение почётной охраны главы государства. Коллективы приезжают в Москву по личному распоряжению королей, президентов. С 2010 г. фестиваль является одним из членов Международной ассоциации организаторов военных фестивалей IATO - сообщества, объединяющего крупнейшие мировые военно-музыкальные форумы. Так что стать участником «Спасской башни» - огромная честь. Например, в 2011 г. премьер-министр Норвегии продлил срок службы солдат на целый месяц только ради того, чтобы Королевский оркестр гвардии Его Величества смог выступить на фестивале. Дело в том, что норвежцы призываются на один год. Демобилизация у них приходится на август, а фестиваль проходит в сентябре. Благодаря приказу премьер-министра оркестр приехал в Москву. А вместе с музыкантами приехали и их родители - человек 180, не меньше. А теперь представьте: в день закрытия фестиваля, после того как оркестр блестяще отыграл, мы во всеуслышание объявили, что ребята демобилизуются прямо с Красной площади, а на трибунах их ждут родственники. Публика ревела от восторга».
Трус не слышит флейту
Впрочем, публика на «Спасской башне» ревёт от восторга постоянно. И в этом нет ничего удивительного. На Красной площади, что только усиливает зрелищность происходящего, все военные оркестры выступают в формате дефиле. Говоря проще, музыканты не скучно стоят или сидят в оркестровой яме, дудя в дудки и стуча в барабаны, а маршируют, играя на ходу. Выверенность и точность движений максимальные, свет софитов многократно отражается в золоте труб и литавр. Действо в буквальном смысле завораживает. Красочности происходящему добавляет парадная форма, в которую облачены военные, - здесь и морские кители, и шотландские килты, и историческая амуниция петровских времён. Кстати, когда речь заходит о дефиле, то тут нет равных ребятам из оркестра суворовцев Московского военно-музыкального училища. Они безусловные любимцы публики. Пока остальные, более возрастные, музыканты степенно вышагивают по Красной площади, молодые суворовцы танцуют и даже прыгают. Публика во время выступлений горячих парней стоит на ушах.
Что касается музыки, то она на фестивале представлена во всём своём многообразии. На Красной площади звучат классические военные марши, произведения великих композиторов от Чайковского до Баха, джаз и даже современные рок- и поп-хиты. Причём звучат они совершенно по-особенному. Ведь играют их не обычные, а военные оркестры, которые в основном состоят из ударных и духовых инструментов.
«Выбор на ударные и духовые пал неслучайно, - рассказывает
Михаил Черток, историк военной музыки, артист Центрального военного оркестра МО РФ. - У музыки в армии своя роль. Она должна была не только услаждать слух, но и организовывать и вдохновлять. Так, барабаны давали ритм, который помогал солдатам двигаться синхронно и не позволял рассыпаться построению. Это заметили ещё в Древнем Египте. Именно египтяне первыми начали ходить в бой с ударными инструментами. Что касается вдохновляющей функции, то за неё отвечали флейты. Барабан - для ноги, флейта - для уха. В Древней Спарте, если командир видел, что кто-то из солдат, маршируя, не попадает в такт, он изгонял его из войска. Считалось, что воин, который не слышит флейты, струсит в бою. Третьим, но не менее важным инструментом была труба. На фоне лязга сабель, грохота орудий её звук различался ухом человека лучше всего. Поэтому трубы служили для подачи сигналов: они объявляли тревогу, отправляли в атаку или призывали к отступлению».
Смотрите также: