Но далеко не всякая попытка «зачатия» - и ребёнка, и анекдота - успешна. Но если о методике производства детей написаны тысячи книг, то о создании анекдотов наука умалчивает, она пока не в курсе дела. «АиФ» провёл собственное расследование, расспросив людей, по всем признакам причастных к созданию анекдотов. И оказалось, что новые анекдоты в России...
Евгений Петросян. ...заимствуют из прошлого
- Многие современные шутки - просто трансформированные старые. Подставляются современные фамилии, место действия, меняется лексикон изложения, сохраняется только юмористическая схема. Например, в самом старом сборнике анекдотов «Филогелос» (буквально означает «Любитель смешного»), составленном ещё две с лишним тысячи лет назад, мы можем найти анекдоты, которые в Интернете выдаются за современные.
Например:
- Как вас подстричь?
Клиент отвечает:
- Молча!
Ещё один источник анекдотов - заимствование у других стран. Например, не многие знают, что в Европе существует мифическое Французское радио, по подобию которого появилось у нас некогда знаменитое Армянское.
Увы, некоторые люди заимствуют не только идеи, но и анекдоты целиком. На одном известном радио нередко звучат старые и нестарые шутки моих коллег и мои, которые теперь у людей фиксируются как шутки другого человека. Аркадий Хайт и Михаил Задорнов всегда в таких случаях говорили: «Ну и пусть, а я другое придумаю!»
Гарик Мартиросян. ...пишут за деньги
- По поводу слухов насчёт существования в России юмористического цеха - это почти правда. Цех существует, и я был одним из его авторов - мы долгие годы писали для своей команды КВН бесплатно. Сейчас на это нет времени. Возмущение по поводу шуток за деньги я не поддерживаю. Если пытаться купить, то сценарий КВН стоит больших денег. Почему нет? Ведь приобретают у декораторов декорации, у костюмеров - костюмы.
Анекдот от Мартиросяна:
- Святой отец, я занимался сексом со своей невестой до свадьбы по 15 раз в день. Это грех?
- Да, сын мой. Ложь - это великий грех.
Александр Масляков. ...«рожает» КВН
- Я неоднократно присутствовал при коллективных родах шуток, которые потом стали народными анекдотами. Так вот, лёгкая, непринуждённая шутка величиною в 2-3 предложения появляется на свет в страшных муках.
Как правило, кавээнщики берут тему и по кругу начинают её «штурмовать»: кто-то просто роняет слово, кто-то выдаёт ассоциацию, всё это записывается, потом рвётся, опять записывается - и так по нескольку часов. Результат - несколько связных остроумных фраз и… куча рваной бумаги. Выданное на-гора озвучивается на игре и… потом начинает самостоятельную жизнь, как и подобает анекдоту: в компаниях, Интернете и зачастую, увы, без ссылки на первоисточник…
От редакции. В своё время между кавээнщиками и «заслуженными юмористами» кипела настоящая война. Юмористы самолично (иногда - с помощью «агентов») наблюдали игры КВН, от руки (диктофоны в зале запрещены - охранники тщательно осматривают каждого гостя) записывали свежие шутки и репризы и по-быстрому вставляли их в свои программы. В ответ кавээнщики начали оперативно выкладывать «свежак» у себя на сайте. Шутки, представленные на сайте, можно заимствовать только для переработки в народные анекдоты.
Например:
- Ирина Карловна, а этот мужчина, который с вами ходит, - он кто?
- Максим, самый известный маршруткосексуал Мордовии.
- Кто?
- Ну нет в Мордовии метро, чего непонятного!
Сборная Мордовии (Саранск)
Дмитрий Вернер*. ...коллективно сочиняют в Интернете
- В Интернете придумывает анекдоты множество людей, но получается, конечно, далеко не у всех. Потому что родить настоящий анекдот, который будет подхвачен народом, безумно трудно. Ежедневно нам присылают 40-50 новых «попыток анекдотов». Из них 10-15 я включаю в «основной выпуск», который рекомендую посетителям сайта, а остальные идут в дополнительный выпуск (у нас действует принцип «публикуется всё, что присылается»). Если за неделю 3-4 шутки станут настоящими новыми анекдотами - я считаю, что это совсем неплохо.Наиболее популярны сейчас анекдоты на злободневные темы.
Вот несколько популярных шуток с сайта Анекдот.ру:
* * *
Не вытьём, так ката`нием...
* * *
* * *
* * *
...плодит реклама
Мощная струя, подпитывающая современные анекдоты, - телереклама. Она настолько нелепая, навязчивая и часто просто тупая, что «додумывать» народу приходится совсем немножко. Например, из истории болезни сексуального маньяка-убийцы: «В детстве он любил обрывать крылышки у прокладок». Как рассказали «АиФ» в одном из крупнейших столичных рекламных агентств, анекдоты по мотивам рекламы могут способствовать продвижению продукта. Поэтому в контрактах отдельных производителей с рекламщиками значится специальной строкой «Создание и распространение ПОЗИТИВНЫХ анекдотов о рекламируемом товаре».К большому огорчению производителей жвачек и стирального порошка, поток «непозитива» про рекламу появляется без всяких заказов.
- Где был?
- Пиво пил.
- Что ты врёшь, так поздно не работает ни один бар!
- Да я был в том, который рядом, за углом!
- Так это ж бар для трансвеститов!
- (Растерянно.) А мужики-то не знают!
Сисадмин вместо Штирлица
Филологи отмечают тенденцию: на место всенародно любимых персонажей анекдотов вроде Штирлица и Василия Ивановича приходят новые, которые в ходу у определённой группы людей. И это лишний раз подчёркивает разделение общества - не только по уровню жизни и доходов, но и по интересам.
«У каждой тусовки свои анекдоты: скажем, фольклор альпинистов будет непонятен офисным работникам, и наоборот, - поясняет кандидат филологических наук Павел Бородин. - С внедрением компьютеров в нашу жизнь пришли анекдоты про сисадмина (системный администратор, отвечающий за работу компьютерной сети). Но эти байки не имеют ни единого шанса выйти за пределы той среды, где компьютеры стали повседневной реальностью».
Вот пример.
Любой пользователь, которому доводилось вводить пароль на компьютере, наверняка улыбнётся: именно снежинки (или звёздочки) выскакивают на экране при наборе символов секретного слова. Тот, кто никогда не сидел перед монитором, никак не отреагирует.
Что не меняется, так это стойкость народного юмора. На любые неприятности нашей жизни фольклор всегда найдёт достойный ответ.
САМЫЕ популярные герои наших анекдотов
1. Новый русский
Самая нелепая смерть для олигарха - под колёсами «Оки».
2. Блондинка
- Зачем блондинки красят корни волос в чёрный цвет?
- Создают искусственный интеллект.
3. Штирлиц
Штирлиц поднял глаза. Это были глаза профессора Плейшнера.
4. Чапаев
- Василий Иванович, белые идут!
- А как же красные?
- А красные вас полнят.
5. Крокодил Гена
Гена стрижёт Чебурашку и спрашивает: -Чебурашка, тебе уши нужны?
- Нужны.
- На.
Александр БЕЛЯЕВ, Дарья БУРАВЧИКОВА,
Ольга КОСТЕНКО, Дмитрий ПИСАРЕНКО
Смотрите также:
- Жизнь замечательного Пелевина. Неизвестная биография автора «Generation П» →
- Главный строитель Большого театра написал книгу об олигархах →
- Амурчик в городе. Новые приключения тигрёнка (03.10.2016) →