Элвис жив: как бывший московский стиляга стал учителем изящных манер (часть 1)

«Элвис жив!» – частенько кричат вслед Анатолию Мазалову, основателю студии бального танца «Политес» и яростному борцу за возрождение традиций дворянского бала. Отвечает как советский гражданин: «Элвис будет жить!». Лёгкая походка, идеальная осанка и взбитый на голове «кок» – Анатолию Михайловичу уже за 60, но причёску он не меняет с 50-х, когда был московским стилягой. В остальном – симпатизирует моде девятнадцатого века.

   
   
Фото Людмилы Алексеевой

«Вы посмотрите, на балах тех лет причёски были не только у женщин – мужчины тоже отличались ухоженностью, не как сейчас – встал, причесался и побежал по своим делам!» – Анатолий Васильевич перед выходом из дома внимательно разглядывает себя в зеркало, а покинуть квартиру решается, только если образ – гармоничный. Красота требует жертв – чтобы не испортить кок, спать приходится на специальном валике, точно японская гейша. Без прически Мазалов выходит редко – говорит, так его никто не узнает. И неинтересно как-то.

Не хватает дедушек

Два раза в неделю его ждут ученики из студии – по средам все прибегают танцевать сразу после работы, в рубашках, пиджаках, по-вечернему усталые. По субботам – можно расслабиться. Сегодня на занятии собираются чествовать именинника – значит, будут тосты и шампанское, но – в дополнение к танцам, а не наоборот. В ожидании учителя танцоры стараются вести себя учтиво и возвышенно, настолько, что порой кажется: немного переигрывают.

Фото Людмилы Алексеевой

«Вы посмотрите, какая у меня очаровательная партнёрша – с такой дамой вся суета мира незаметна! – рассказывает пенсионер, а в прошлом инженер, Александр. – Я вот раньше жил, чувствовал: что-то не то, а теперь прямо в жизни появился какой-то смысл!»

Александр считает, что бального танца без изящных манер не существует – а вот изящные манеры нужны не только на балах: «Когда выхожу из автобуса, стараюсь сразу подать дамам ручку, чтобы помочь. Кто-то благодарит, а кто-то прямо шугается от меня: что вы делаете, зачем это? Я думаю, это потому, что им раньше никто не предлагал, просто с непривычки».

Фото Людмилы Алексеевой

Александр стал продолжателем дела Анатолия Мазалова – всё, что изучает в студии, передаёт своим подопечным – пенсионер открыл клуб танца при центре социального обслуживания населения, назвал «Белая берёзка»: потому что у большинства учеников голова давно седая, светлая. Всё хорошо, но в студии очень не хватает дедушек – четыре кавалера на почти тридцать дам.

На занятиях в «Политесе» мужчин тоже не так много – знающие люди говорят, что это проблема для всей Москвы. Но ученики не стесняются танцевать «дама с дамой», а иногда и просто в одиночестве, как бы воображая своего партнёра. Главный мужчина здесь – Мазалов, за его руку сражаются сразу несколько учениц.

   
   
Фото Людмилы Алексеевой

Все красивые женщины – несносны

Анатолий Мазалов говорит, в жизни ему сильно не повезло с карьерой, зато очень везёт на людей. В прошлом он занимался лыжным спортом, пробовал себя как яхтсмен, учился на медика, руководил советским трестом. И всё это время любил бальные танцы. В конце 80-х он один из первых предложил возродить традицию русских дворянских балов.

Фото из личного архива

«Когда я был маленький, в Москве были веранды, где играла музыка и танцевали пары. У меня был любимый кавалер – такой статный, пожилой мужчина, примерно как я сейчас – и я любовался тем, как он пляшет мазурку. Приходил и наблюдал, учился», – вспоминает Анатолий Мазалов.

Фото Людмилы Алексеевой

По его словам, дворянское воспитание часто путают с обычным снобизмом, а разница, между тем, большая. Основа изящных манер – внимание к другому человеку. Своих учеников он в очередной раз распекает за излишнюю погружённость в себя.

«Господа, не опускайте глаза, бал – это максимум внимания! В этом танце вы должны сделать четыре поклона, а вы что? В упор друг друга не видите!»

Фото Людмилы Алексеевой

Екатерина, медсестра в детской поликлинике, считает, что танцы всё-таки научили её отзывчивости. Пациенты бывают разные, но обо всех она отзывается хорошо. «Вчера был папа, ужасный хам, кричал на нас с врачом, но в итоге его выпроводили. Тут не до душевной тонкости. А в основном, мы к людям с душой, и они – с пониманием».

Анатолий Михайлович щедро одаривает дам комплиментами: «Вы очаровательны, вы восхитительны». Его любимый: «Вы – несносны. Как все красивые женщины». Говорит, хороший комплимент – тоже элемент танца, но важно ещё и правильно его принять. Не оставлять без благодарности.

Фото Людмилы Алексеевой

Менуэты и гавоты, мазурки и краковяки – ученики танцуют серьёзно и сосредоточенно, боятся ошибок. Почти у всех дома – настоящие бальные платья, но их наденут только на настоящий бал. На уроки одежду выбирают по своему вкусу. Кто-то приходит с причёской и в платье, кто-то танцует в обычных джинсах. Кто-то – кандидат наук, кто-то – типичный менеджер.

Предложите даме рюмку

Вместо бальной залы – холл в ДК советской постройки. Но с колоннами и большими окнами. Даже со зрителями – мимо постоянно ходят посетители Дома культуры. Говорят, пару раз такие прохожие воровали куртки и шубы танцоров. С тех пор бдительность возросла, но о вещах здесь много думать всё равно не принято.

Фото Людмилы Алексеевой

«Господа кавалеры, предложите даме рюмку, проводите к столу!» – объявляет Анатолий Михайлович. Ученики приближаются к окну – там их уже ждёт фуршет из сладостей. Столы заботливо накрыты снежно-белой скатертью, шампанское разливают в настоящие хрустальные рюмки – их принёс именинник. «Я говорю только хулиганские тосты, так что мужайтесь, я приступаю!»

Фото Людмилы Алексеевой

За манерами своих учеников Анатолий Мазалов внимательно следит, не оставляя очевидные ошибки без замечания: «Ах, кавалеры, был бы я дамой, я бы вам даже ручку поцеловать не позволил!»

Строгий педагог любит всё красивое и не терпит грубости. Например, топота при танцах или глубоких поясных поклонов: «Ну, представьте себе, что Андрей Болконский кланяется в ноги! Абсурд!». Ещё он не приемлет расхожей фразы «дамы и господа». Считает, что партнёром дамы может выступить только кавалер, и никак иначе.

15 соток, кроссворды и тишина

Анатолий Мазалов учит всех двигаться, «как пушинки» – только тогда бальный танец становится красивым. Вместе с учениками его приглашают на дворянские собрания и балы в Москве и Подмосковье, а недавно опытный кавалер побывал и в Твери. «Поеду туда снова в мае, позвали с повторным визитом, – рассказывает учитель танцев. – Там люди особенные, в столице мы, после того как свои танцы покажем, зовём всех зрителей что-нибудь простенькое с нами вместе попробовать, а все прячутся. А там все просто рвались потанцевать – сами просили, чтобы их пригласили!»

Фото Людмилы Алексеевой

Общения в жизни бывшего стиляги предостаточно, так же как и кокетства с красивыми женщинами. Но жить он предпочитает один: в последнее время любит полежать дома со стопкой кроссвордов. Передышка бывает недолгой – только в промежутках между стиркой, уборкой, работой на даче – учитель изящных манер в одного окучивает 15 соток, «вертится, как два барбоса, вместе связанные». Но ночевать за городом не любит, всегда возвращается в Москву.

Фото Людмилы Алексеевой

«Иногда так хочется убежать от людей, побыть в тишине, но стоит уединиться, понимаешь, что не можешь без них, без общения. Мы дети большого города, это уже привычка. И я бегу с дачи пулей, хотя повозиться на огороде люблю. Но дома лучше».

Мазалов не знает, в какой эпохе ему хотелось бы жить. Что-то нравится в дворянской России, что-то – в советской. К современности у него много претензий: говорит, денег на культуру выделяют в шесть раз меньше, чем раньше. Поэтому и люди встречаются грубые, не изящные. «На балах можно отдохнуть душой: все свои». Такие же путешественники во времени.

Смотрите также: