Единственный в своём роде
На главной улице Нижнего Новгорода, Большой Покровской, во дворе старинного дома есть небольшая дверь с красной табличкой, кнопкой и надписью «Художник». Звонок в дверь. На пороге появляется энергичный седовласый мужчина, владелец собственной галерии Александр Юрков. «Добро пожаловать в „Юрковку“», – говорит он и приглашает пройти в единственную в мире художественную галерею картин, выполненных в технике «флорийской мозаики». Художник не использует ни единой капли краски, он рисует с помощью фрагментов листьев. У Юркова есть даже сертификат от зарубежной энциклопедии Who is who в России, подтверждающий, что он единственный в мире художник, который работает в технике «рисование листьями».
Хороший художник вырастает из подмастерья
Александр Юрков вырос в сибирском посёлке в Томской области в семье ссыльного. В 15 лет он поступил в ученики к художнику Красноярского драматического театра. «Мы ведь раньше все были, как Ваньки Жуковы: все цеховые всегда брали себе учеников, – вспоминает Юрков. – Это была хорошая школа и мастерства, и жизни».
Юркову 78 лет, из них более 60 отданы театру, поскольку он всю жизнь проработал театральным художником. Постепенно он постигал азы профессии: был учеником художника-декоратора, затем стал художником-оформителем и, наконец, вырос до главного художника театра. Параллельно с этим закончил художественную школу имени В. Сурикова и актёрское отделение Красноярского училища искусств. «Именно так выращивали раньше специалистов при театрах. И считаю, что это было самое лучше образование, – говорит художник. – Театром надо заразиться, он должен войти в твои поры, чтобы ты знал в нём и своей профессии всё от самого начала».
За эти годы он в качестве художника-постановщика, актёра и режиссёра работал во многих театрах В 1976 году обосновался в Нижнем Новгороде и десять лет проработал главным художником академического театра драмы им. А. М. Горького.
Идеи рождаются случайно
Юрков называет свою технику «флорийской мозаикой», потому что создаёт свои картины из высушенных растений: мозаичным способом наклеивает резаные фрагменты листьев на гипсокартон. «На наши пенсии можно разве что три тюбика краски купить. А тут набрал растений – вот тебе и материал на целую картину, – говорит художник. – Мне для работы годятся любые листья. Они должны окончательно выгореть, выцвести, чтобы на уже готовой картине не происходило деформации цвета. Использую не только готовые растения, но и довожу их до определённой готовности сам».
Когда сходит снег, Юрков собирает прошлогоднюю листву серого, тёмного цвета, сушит её на подоконнике, затем проглаживает утюгом. Использует и кукурузные початки для светлых тонов. Сухие, готовые к работе листья, режет скальпелем на кусочки нужной формы. Затем наклеивает их на готовый набросок будущей картины. Работа невероятно кропотливая: ведь если при письме красками можно сделать крупный мазок, то при рисовании листьями приходится наклеить множество фрагментов растений, чтобы получить нужный эффект. В среднем, Юрков рисует в год 26–28 картин, то есть на каждое произведение уходит не менее двух недель.
«Впервые я использовал технику «флорийской мозаики» при постановке спектакля по произведению Веры Пановой «Верность», – вспоминает художник. – Там была трогательная история любви, и нужна была мягкая, негромкая палитра цвета. И я попробовал сделать эскиз из листьев. Художественный совет его принял, и всё оформление спектакля было сделано таким способом».
Художника работа в такой технике увлекла. Как председатель секции театральных художников, каждые два года Юрков организовывал с товарищами выставки «Театральный художник вне театра». Кто-то вывешивал свои портреты, кто-то – экслибрисы, а Юрков решил показать картин сорок, нарисованных с помощью листьев. Они получили неожиданный резонанс, было много восторженных откликов.
Клейстер, сажа, глина и растения
«Дело не только в том, чтобы сделать картину, – объясняет Юрков. – Прежде всего, нужно придумать идею, свой подтекст, понять, что ты хочешь сказать людям, затем сходить на этюды, сделать наброски. А сама техника – это дело второе».
У художника большой опыт по изобретению всевозможных хитростей остался ещё со времен работы в театре. Средства, выделяемые для оформления макета сцены, всегда были скудными. А что делает художник, когда у него нет денег? Конечно, изобретает. Краску, например. Для сцены нужно было такие огромные полотна делать, что никакой покупной краски не хватило бы. Брали примитивную краскотёрку и через неё протирали серую, жёлтую, белую, оранжевую глину, а потом просушивали.
«Из печной сажи получалась прекрасная чёрная краска, а из мела – белая, – рассказывает художник. – Для декоративной работы использовали ещё клейстер и мыло». У Юркова было в запасе немало таких оформительских хитростей: две из них были даже опубликованы в журнале «Техника и технология театра».
«Юрковка» родилась из подвала
Постепенно работ стало так много, что их было уже негде хранить. Несколько месяцев Юрков ходил по инстанциям, пытаясь оформить документы на подвал в доме, где проживает, чтобы сделать в нём частную галерею. Как раз в это время судьба его свела с Владимиром Анисимовым, бывшим офицером Военно-морского флота, более 20 лет прослужившим на атомных лодках на Крайнем Севере. Живописью, графикой и резьбой по дереву Анисимов начал заниматься ещё в годы службы. А когда на выставке увидел работы Юркова, выполненные во флорийской технике, загорелся идеей научиться тоже рисовать картины без краски. Юрков объяснил ему особенности техники письма за полчаса и дал самодеятельному художнику листьев из своих запасов. Через неделю Анисимов принёс уже готовую интересную работу. Таким образом у Юркова появился последователь, а также помощник, который взял на себя всю организационную работу по подвальному помещению под галерею.
Полтора года ушло на оформление документов, разгребание мусора и ремонтные работы в подвале. «Над превращением этого подвала в галерею работали и наши с Володей друзья, и артисты театра, и жильцы дома – мои удивительные соседи, – рассказывает художник. – Так, в 1998 году и возникла эта галерея, которую назвали „Юрковка“». Вот уже пятнадцать лет двери «Юрковки» распахнуты для гостей. За эти годы её посетило более 700 тысяч гостей. Многие экскурсионные городские маршруты для россиян и иностранных туристов включают в свою программу посещение «Юрковки». Причём посетить галерею любой человек может совершенно бесплатно. Здесь побывали и бизнесмены, и политики, и государственные деятели, и послы зарубежных стран. Посол Германии даже купил одну из картин.
Церкви из манки и арбузных семечек
Картины Юркова в основном о родной природе, о простых людях. В них всегда есть какой-то особый подтекст, либо тёплый, либо ироничный. Названия некоторых своих работ сам художник называет «хулиганскими», например, «Сомнение. Атомулиядала», «Старая коза», «Мимо тёщиного дома», «Доступное жильё». Каждый посетитель этой необычной галереи буквально носом утыкается в картины, чтобы рассмотреть, а не подкрашены ли они. Но сколько ни вглядывайся, понять, что эти картины нарисованы листьями, а не красками, невозможно. «Не для того я рисовал, чтобы можно было разглядеть, что тут нет краски, – смеётся Юрков. – Я же художник, поэтому должен уметь технично передавать свою идею любыми средствами».
И Александр Николаевич использует в своём творчестве не только листья, но и любой подручный материал. И взрослые, и дети с восторгом разглядывают поделки, выполненные Юрковым. Глядя на макет Псковской церкви, невозможно догадаться, что её стены сделаны из манной крупы и пшёнки.
А красивую колокольню художник сделал из арбузных семечек, которые помогли собрать артисты театра. «Не пропадать же добру», – улыбается Юрков.
Макеты Никольской церкви и полуразрушенного храма, который Александр Николаевич назвал «Разгул атеизма», ещё горят огоньками и вращаются на своих постаментах. В его хозяйстве любые отходы могут превратиться в произведение искусства. Например, ироничное бутафорское изображение двуглавого символа нашей страны Юрков сделал из обычного гофрокартона. Редкий ребёнок не пытается поднять тяжеленные на вид гири, которые оказываются неожиданно лёгкими, потому что выполнены из папье-маше.