«Принц Каспиан» – четвертая повесть «Хроник Нарнии» (всего их 7), подаренных нам англичанином Клайвом С. Льюисом. Она продолжает рассказ о приключениях Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси, начало которым было положено в фильме «Лев, колдунья и волшебный шкаф», снятом по второй повести «Хроник». Первая часть «Хроник» - «Племянник чародея» и третья - «Конь и его мальчик», экранизированы не были.
С чего начиналась эта история: четверо детей из Англии времен Второй мировой войны случайно открывают путь в другой мир через платяной шкаф. В этом мире, именуемом Нарнией, долгих сто лет царит зима – любимое время года злой колдуньи Джадис, узурпировавшей власть. Нарния – страна волшебная, населенная гномами, фавнами, кентаврами, великанами – словом, почти всеми известными нам по произведениям классиков мифическими существами. К тому же звери там говорят, а деревья передвигаются и умеют весьма понятно для нашего уха шелестеть человеческую речь. Нарния – страна древняя, хотя создана она была примерно лет за 50 до того времени, как начинаются описываемые в фильме события. 50 лет - в нашем мире, в Нарнии же пролетели тысячелетия.
Итак, победив злую колдунью и процарствовав практически до зрелого возраста, наши герои вернулись домой. Как известно, при прохождении в обратном порядке платяного шкафа, взрослые короли и королевы снова стали детьми.
Кстати, вот какая мысль долго будоражила мое воображение: что должны были чувствовать эти юноши и девушки, которые медленно взрослели, будучи королями Нарнии, набирались опыта, ума, сил, а потом р-р-раз – и снова в одно мгновение оказались детьми, причём не с потёртой памятью, а с целым багажом воспоминаний, оставшихся от взрослой жизни. Попробуй прикинуться 10-летней девочкой, если твой психологический возраст приближается к 20. Непонятно, как им удавалось вводить всех в заблуждение, но делали они это мастерски. Минул год...
В Нарнии же за это время прошла не одна сотня лет. В страну вторглись тельмарины – нация завоевателей. Король Каспиан I пришел из далеких западных земель со своей армией, с легкостью победил коренных жителей страны, ведь Великих Королей в Нарнии уже не было, и Аслан тоже сгинул бесследно. Тельмарины обосновались прочно, но жить бок о бок с аборигенами им было тесновато, поэтому местные жители подверглись геноциду и вынуждены были уйти в леса, где и затаились на долгие годы. Однако в лесах нарнийцы не сидели сложа руки, а потихоньку себе партизанили, наблюдая за дислокациями противника, и вообще держали руку на пульсе. Тельмарины же расслабились, сделали себе под шумок постоянную прописку, про хозяев жилплощади больше не вспоминали, разве что в старинных книгах и легендах ещё иногда можно было прочесть о былых временах, но подобные книжки активно не одобрялись властью. Власть же на этапе нашего повествования представлял некий Мираз, бывший регентом при племяннике своем принце Каспиане, сыне короля Каспиана IX, почившего в бозе. Как оказалось, не без помощи своего братца Мираза, который, как водится, презлым заплатил за предобрейшее, сам захотел царствовать и всем владеть.
Правда, мальчонку-племянника покуда не трогал, ибо своими детьми не обзавелся, а без наследника тоже некомфортно. Однако супруга короля с непроизносимым именем Пруниприсмия разродилась-таки младенцем мужеского пола, что поставило жирный крест на жизни любимого племянника Каспиана, которого добрый дядюшка, не медля ни минуты, решил отправить к тельмаринским праотцам. Но смелый воспитатель принца, гном-полукровка Корнелиус, не соглашается с подобным поворотом событий, сажает юношу на коня и отправляет на все четыре стороны, только бы подальше от родственников. Однако враг не дремлет, и «на хвост» Каспиану садится вражеская конница, с гиканием и посвистом загоняя его в тёмный лес. Принц, поняв, что дело принимает печальный оборот, в отчаянии дудит в рог королевы Сьюзен, оставленный ею в Нарнии после скоропалительного возвращения обратно в Лондон 40-х.
Дудение Каспиана имело самые серьезные последствия, ибо в этот самый момент в Англии 40-х четверо уже значительно подросших деток собираются сесть в поезд, и вдруг чувствуют непреодолимую силу, которая на их глазах растаскивает станцию по кирпичику, стены рушатся, потолок валится, и наступает сущий «последний день Помпеи».
Но наши герои, привычные к нестандартным ситуациям, в обморок не падают, а изображают на лицах вежливое удивление - ничего, дело житейское, подумаешь, станция провалилась в тартарары… Однако, как оказалось, паниковать действительно не стоило, так как перед ними неожиданно возник берег тёплого моря с прозрачной водой и жёлтым песочком. Дети, нимало не смутившись и не задаваясь вопросом «чё за фигня?», смело начинают по песочку бегать и плескаться в волнах, как будто каждый день у них начинается с разрушения станций и телепортации в курортную зону.
Через какой-то срок вышеупомянутый вопрос всё-таки возникает, наши герои понимают, что они в Нарнии, но какой-то странной, незнакомой. И что это за развалины там, на холме? В Нарнии ведь нет развалин! Оказывается, что теперь есть! По найденным артефактам сомнительного происхождения (при всем моем уважении к Льюису, не может золотая шахматная фигура пролежать тысячу лет на поверхности земли вот так вот, в травке. Существуют некие геологические процессы, не говоря уж о вездесущих аборигенах, которые не дадут золотой фигурке так непринужденно валяться, да ещё и сверкать, как начищенный пятак) герои понимают, что развалины эти – бывший замок Кэр-Паравал, немножко разрушенный почти до основания. Вот тут становится понятно, что в Нарнии прошли века, все прежние друзья давно предстали перед Асланом, но неясно, зачем же сюда притащили наших героев и что теперь делать. Дети безошибочно находят вход в сокровищницу, открывают тяжёлую дверь, которая движется как по маслу, и находят все свои вещи на положенных им местах, начиная от платьев всевозможных фасонов и заканчивая мечами, щитами и доспехами. Недосчитались лишь рога Сьюзен, но мы-то знаем, что с ним сталось.
Неожиданно наши герои спасают от рук жестоких тельмаринов гнома Трампика, которого те собрались слегка утопить, явив во всей красе тельмаринский национализм. Счастливый гном рассказал нашим героям о событиях в Нарнии за последнюю тысячу лет, и отважные дети смело ринулись на помощь принцу Каспиану в благородном порыве вернуть трон… кому? Да тому же тельмарину, ведь принц Каспиан вовсе не нарниец. Правда, он клянется в любви и преданности всем коренным жителям Нарнии, но я на месте наших героев не была бы столь доверчивой. И тем не менее наши выступили в поход против не наших, понаделали кучу ошибок, загубили кучу жизней, положили массу и своих, и врагов, и всё-таки победили благодаря, опять же, подлости тельмаринских вельмож, втихаря заколовших своего королька Мираза, а также очень вовремя появившемуся Великому и Ужасному Льву Аслану, одного рыка которого оказалось вполне достаточно для того, чтобы вражеская армия была разбита и частично потоплена. Чудом спасшиеся враги бежали, чудом уцелевшие друзья ликуют, а наши герои, нежно расцеловавшись с вступившим на трон Каспианом X, отправились восвояси на покинутую станцию лондонского метро, как бы выполнив свою миссию.
Что понравилось в фильме. В первую очередь – очень красивая природа. Потрясающие пейзажи, достойные отдельного фильма, в котором вовсе не будет людей, а будут красоты Новой Зеландии. Очень выразительный гном Трампик – один взгляд печальных глаз чего стоит! Дети играют очень хорошо, но вся беда в том, что старших двух назвать детьми уже никак не получается. Уильяму Мосли, играющему Питера, на момент съемок исполнился уже 21 год, Анне Попплевелл (Сьюзен) сравнялось 19. Не могу сказать, что это сильно раздражает, но факт есть факт. То же касается и Люси (актриса Джорджи Хенли). По сценарию между путешествиями в Нарнию прошел год, а в реале между фильмами прошло три. И по Люси это заметнее всего. В первом фильме – совсем девочка, тут – уже подросток. Хотя можно списать на то, что дети растут очень быстро и за год могут сильно измениться.
И вот мы подошли к самому раздражающему персонажу фильма – принцу Каспиану. Вообще говоря, я была в шоке. По книге Льюиса это 14-летний мальчик, чуть моложе Питера, которому 15-16. А тут что?? 26-летний дядя!!! Что, в Америке перевелись талантливые подростки, и роль принца может сыграть только великовозрастный актер? Но это же бред, граждане! Если уж мы берёмся экранизировать классика, то давайте как-то адекватно подходить к подбору актёров! Берегите нервы зрителя, ибо зритель таких вещей не прощает. Ну почти всем хорош фильм, но это – как бельмо на глазу. Всякий раз при появлении главного героя у меня начиналась нервная почесуха, потому что уж слишком внимательно и не один раз я перечитывала Клайва С. Льюиса, и закрыть глаза на подобный ляпсус мне тяжело.
Второй раздражающий момент – бесконечные драки, рубилово и мочилово. Волшебство и очарование первого фильма почти совсем исчезло, девизом второй серии можно считать известный лозунг «мочи козлов!», потому что мочат там направо и налево, с начала фильма (драка Питера с одноклассниками) и почти до конца. Я как девочка сие одобрить не могу, мне баталии смотреть скучно, мне бы что-нибудь лирическое или волшебное - сказка всё-таки! Да и у Льюиса можно найти столько интересных нюансов из мирной жизни и разбавить ими беспрестанное кровопролитие. Ан нет, смотрите, граждане, натуралистические сцены гибели «своих» нарнийцев и «чужих» тельмаринцев, вся вина которых лишь в том, что они люди, предки которых пришли когда-то из Тельмара, а не фавны или кентавры из Нарнии. Почему бы, если уж так хочется крови, не снять экшн про войну во Вьетнаме, что ли… И насладиться в полной мере драками, кровавыми ранами и отрубленными головами. Но нет, нам сказку подавай пострашнее и покровавее, в современном духе. Пусть дети познают жизнь в полной мере со всеми ее взрослыми прелестями, а то так мало и у нас, и в Америке крутого кино про «реальных пацанов», получающих удовольствие от мучений врагов, замоченных в сортирах. В общем, перенасыщенную батальными сценами часть фильма я одобрить никак не могу, несмотря на мастерство и профессионализм, с которыми они сделаны, мирная же сторона вполне себе красивая и приятная, жаль только, что такая короткая.
Смотрите также:
- Таша Строгая: «Девушка не должна носить то, что делает её вызывающей» →
- Павел Делонг: «Не люблю быть циничным, но иногда жизнь заставляет» →
- Дженнифер Лоуренс: «Человек без изъянов скучен» →