Руководителем театра имени Гоголя Серебренников был назначен два месяца назад. Однако фактические к работе приступил только сейчас. За это время театр стал эпицентром скандала. Прежний худрук и главный режиссер Сергей Яшин был снят с должности решением Департамента культуры в начале августа. Плохая посещаемость и отсутствие значимых событий в жизни театра назывались в числе причин отставки Яшина. Труппа не приняла решение «сверху», как не приняла и Кирилла Серебренникова как нового руководителя. Митинги и выступления артистов к отмене такого решения не привели. Яшин постепенно исчез с театральной арены и из информационного пространства, а Серебренников все это время отсутствовал в Москве, работая над новой постановкой в берлинском театре. Теперь новый худрук театра Гоголя вернулся в столицу – с уже готовыми планами на все время своего контракта, заключенного с Департаментом культуры, а именно на три года.
Первое, что рассказал Серебренников на пресс-конференции, озвучивая свои взгляды на ситуацию: театр Гоголя теперь называется Гоголь-центр. У него даже есть логотип, который пока держится в секрете.
- Я бы хотел, чтобы Гоголь-центр стал центром современного театра, современной музыки, артхаусного кино и притягивал бы современного молодого зрителя, - так сформулировал свою идею.
Идея эта звучит в теории замечательно. В теории любой поднимет руку за современный театр и за современного зрителя. На практике же у режиссерского стиля Серебренникова очень много противников. Ему ставят в претензию «надругательство» над классикой, темы «ниже пояса» и противоположное традициям русского театра направление. Хотя театральная Москва еще не знакома с Кириллом Серебренниковым как с художественным руководителем. Все впереди. А пока Кирилл изучает театр («я вчера лазил в подвалы – там все прогнило!»), общается с актерами тет-а-тет и заканчивает формирование репертуара.
- Два первых дня работы в театре вдохнули в меня оптимизм, - рассказал Серебренников. – Я решил не встречаться с труппой: заходишь в комнату, а там сидит сто человек, и все что-то говорят... Мы беседовали с актерами, выбранными мной и моими помощниками, отдельно. Да, я и раньше говорил о том, что не все попадут в работу. Не попадут те, кто с порога говорит – я не хочу. Мы никого не неволили и не увольняли. Их судьбу будет решать Департамент культуры. Я всего лишь вел переговоры. На сегодняшний день это 32 человека, с которыми мы уже продумывали планы на сезон. Несколько человек, правда, сразу после встречи со мной написали в facebook: «А мы его обманули! Мы согласились с ним работать, но сами не будем!» Ну, значит, не будут. Значит, будет не 32 актера, а 31 или 30.
Какие главные новости раскрыл Серебренников?
Светлана Михайловна Брагарник, которая еще недавно была сильнее всех угнетена переформатированием родного театра («пе-ре-фор-ма-ти-ро-ва-ни-е», ернически тянула примадонна), получила предложение от Кирилла Серебренникова сыграть главную роль в одном из будущих спектаклей – вот первая и самая удивительная новость.
По словам режиссера, ремонт будет, но косметический, и никакой глобальной перестройки, которой так боялись артисты театра на митингах и пресс-конференциях, не будет. Небольшие переделки начнутся уже на днях и будут затрагивать входную зону и то пространство, где раньше был знаменитый клуб «Икра». Из «Икры», выступление в которой вошло в биографию многих современных поп- и рок-исполнителей, сделают репетиционную площадку. Кроме того, зал превратят в универсальный трансформер, где появится возможность рассаживать зрителей по-разному. Техническое оснащение театра оплатит Департамент культуры. Откроется новый Гоголь-центр в первых числах февраля.
Сергей Яшин пока не предлагал свои услуги как режиссера Кириллу Серебренникову. Новый худрук наконец прояснил публике свои личные отношения с экс-худруком: «Мы очень разные художники с Яшиным, разные творческие индивидуальности. Его судьба решается Департаментом культуры, ему будет предложена какая-то работа. Мне кажется, он найдет свое место в пейзаже русского драматического театра».
99% репертуара бывшего театра Гоголя уйдет в небытие и восстановлено не будет, как подтвердил Серебренников. Создатели только одного спектакля обратились к нему с инициативой сохранить свою работу – речь идет о «Божьи коровки возвращаются на землю» по пьесе Василия Сигарева.
Наконец – что же конкретно собирается ставить Кирилл Серебренников на своей новой сцене?
Февральская работа начнется с перфоманса «Вокзал», сделанная силами не только артистов театра, но и резидентов – SounDrama Владимира Панкова, «Диалог Данс» Ивана Естегнеева, «Седьмая студия». Современные драматурги исследуют и осмыслят тот факт, что театр Гоголя находится совсем рядом с Курским вокзалом. «Этот общий джем сейшн будет идти два дня», - сказал Серебренников.
Впереди трилогия по киносценариям – в этом сезоне Серебренников интересуется синема. Три спектакля в формате «спектакль по фильму» поставят три молодых режиссера – Алексей Мизгирев, Владислав Наставцев и сам Серебренников. Это будут Висконти, Фассбиндер и фон Триер. Как раз работа в «Страх съедает душу» по Фассбиндеру и предложена Светлане Брагарник.
На малой сцене – «Митина любовь», «Елка у Ивановых» и «Русская красавица» по Виктору Ерофееву.
Кроме того, пройдут события, организованные студией Владимира Панкова, студией Ивана Естегнеева, и работы молодых студентов Серебренникова. А также в программе концерты современной («непопсовой», как отметил худрук) музыки и артхаузное кино.
- Кирилл, что вам сказала Светлана Михайловна Брагарник, ведущая актриса театра, в том числе и ведущая свой театр на митинги против Вас? – обратился AиФ.ru к Кириллу Серебренникову.
- Сорок минут мы говорили! Это был теплый разговор. Она большой молодец, профессионал, в прекрасной форме. Надеюсь, мы поладим. Она посмотрела фильм, ей стало интересно. Это очень человеческая история. Она задала мне вопросы, которые, видимо, будоражат труппу. Знаете, там есть провокаторы, которые придумывают сплетни. Снесете ли вы стенку между фойе и большим залом? Не снесем. Будут ли расстреляны такие-то люди? Не будут. Поломаете ли вы зеркала? Не поломаем. Бред, которым люди сами себя накручивают. «Всех уволят!» «Не уволят», мы отвечаем. «Нет, все равно уволят!» «Да не уволят», мы говорим. «Нет, вы врете». Ну как им доказать? Мы никого не уволили. Сам уволился только замечательный артист Мезинцев, совершив такой мужской поступок – не нравится ему этот человек в кепке, то есть, и он ушел.
Еще один вопрос AиФ.ru задал Департаменту культуры. Ведь театру Гоголя сменили руководство по главной идеологической причине – что туда не ходят зрители, мол, раскупается 33% зала. Однако на первой «протестной» пресс-конференции артисты театра напомнили прессе, что солидное число мест раздавалось инвалидам, пенсионерам, детям-сиротам – словом, бесплатно. Но правда ли это?
- Доказательств этому нет, - сказала AиФ.ru заместитель Капкова Евгения Шерменева. - Например, театр Ленком играет раз в месяц благотворительные спектакли, но он информирует об этом Департамент культуры. Цифры, на которые мы опирались, - 33% заполняемости зала – нам предоставило само бывшее руководство театра, мы их не придумали. Поэтому история с благотворительными билетами – некоторое лукавство. Театр должен продавать билеты, это его обязанность перед государством. А если большая часть зала заполняется бесплатниками, то надо выводить театр из профессиональной деятельности и переводить в социальную сферу.
Смотрите также:
- «Если нет гвоздей, звонить Путину?» Евгений Миронов рассказал о реставрации →
- Режиссёр Владимир Панков: «Не хочу кормить публику дешёвым попкорном» →
- Чей «Глас»? За 15 млн рублей театр превратили в пустырь →