Кому достанутся Рубенс и Моне? Отдадут ли Балдинскую коллекцию

   
   

Балдинская, или Бременская, коллекция остаётся одной из самых больных точек в немецко-российских отношениях. Что объяснимо. Ведь цена вопроса — 1,5 млрд. долларов. Именно столько на западном художественном рынке сегодня стоят работы Дюрера, Дега, Гойи и других мастеров живописи. Эти 362 рисунка и 2 картины, якобы принадлежавшие Бременскому кунстхалле, вывез во время войны с территории Германии капитан Советской армии Балдин. Он собирал эти рисунки, валявшиеся на полу брошенного во время отступления замка, выменивал у советских солдат (как вспоминали дети Балдина, уставшие от боёв солдатики охотно вывешивали у себя над кроватями наброски с обнажённой женской натурой). Немцы считают, что коллекция с территории Германии была вывезена незаконно.

Сторговались на 30 млн. долл.

В 1992-1993 гг. Ф. Поленов, внук знаменитого художника, в те годы — председатель Комиссии по культуре Верховного Совета России, профессор МГУ  А. Расторгуев, академик РАЕН реставратор С. Ямщиков несколько раз летали в Бремен на переговоры по этой коллекции. Достигнутые соглашения зафиксировали в протоколе, подписанном первыми лицами города Бремена и российской делегацией. «Власти Бремена оставляют России 10 лучших из 362 вывезенных Балдиным рисунков. 5 отбираем мы, 5 — немцы. Остальное мы возвращаем по частям — по 50 работ. Каждый раз за это немецкая сторона оплачивает восстановление разрушенной новгородской церкви и помогает пополнять ограбленный Новгородский музей», — рассказывает Савелий ЯМЩИКОВ. Однако протокол не был выполнен.

«Готовность Министерства культуры РФ передать «Балдинскую коллекцию» Германии, озвученная чиновниками в 2003 году, вызвала волну возмущения, — говорит режиссёр Николай ГУБЕНКО, один из самых стойких защитников коллекции. — 12 марта 2003 года Государственная дума обратилась к президенту с просьбой предотвратить передачу. С тех пор, после тщательного разбирательства в Генеральной прокуратуре, которая признала попытку передачи коллекции незаконной, прошло четыре года. Но всякий раз, когда намечалась очередная встреча нашего президента с канцлером ФРГ, и немецкая сторона, и сторонники передачи с российской стороны вновь поднимали этот вопрос.

За последний год переговоры по коллекции проходили дважды. На первых российская сторона предложила немецкой стороне в качестве одного из условий передачи коллекции восстановить за счёт Германии российские объекты, разрушенные во время Второй мировой войны. И представила их список. Это соответствует международному праву, в частности понятию «реституция», а также российскому закону о перемещённых культурных ценностях. Тем более что сумма, о которой шла речь, прямо скажем, для Германии щадящая — 30 млн. долл.».

Однако немцы категорически отказались от компенсации и предложили оскорбительную для России сумму в 2 млн. долл. И получить её следовало не напрямую, а продав пару предварительно отобранных рисунков на каком-нибудь аукционе. Российская сторона от подобного предложения отказалась.

   
   

Американцы не хотят делиться?

- Напомню мнение немецкой газеты «Цайт», которая писала в 1991 году: «Во время войны русские были ограблены дважды: первый раз — немцами, второй раз — американцами», — продолжает Губенко. — Американцы вывезли со своей оккупированной зоны не только добро немецкое, но и советское, которое было награблено фашистскими войсками на территории СССР. Теперь в США всё это закрыто в спецхранах на 100 лет. Но право на реституцию могло быть предоставлено только странам, частично или полностью оккупированным Германией, к которым Америка не относится.

Моя позиция по вопросу, отдавать или нет эту коллекцию, достаточно жёсткая. «Российская Федерация приобрела право собственности на указанные выше произведения, в силу приобретательной давности на основании ст. 225 ГК РФ» (Представление N 7/2-3118-2003 Генпрокуратуры РФ от 17.03.2003). Генпрокуратура также указала, что «право собственности Художественного общества города Бремена на указанные произведения документально, как того требует закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ст. 36), не подтверждено». 67 из 362 экспонатов коллекции не имеют никаких признаков принадлежности — ни Бременскому кунстхалле, ни кому бы то ни было ещё. Среди них рисунки Тициана, Рубенса, Веронезе, Дюрера, Тулуз-Лотрека, Моне.

Я вообще не понимаю, что же произошло за прошедшие четыре года, если такое уникальное собрание произведений опять готово, как это было заявлено на пресс-конференции зам. руководителя Россвязьохранкультуры г-на Вилкова  А. И., к передаче Германии за мизерную сумму? Или Германия перестала быть агрессором и не несёт ответственности за вторжение в СССР 22 июня 1941 года? Или мы забыли о чудовищных человеческих, материальных утратах времён Второй мировой войны, в которой СССР понёс наибольшие потери?

По мнению Губенко, столь активная позиция российских «отдатчиков» может объясняться материальной выгодой. По негласным международным правилам посредник, способствующий передаче уникальной коллекции, может получить до 60% её стоимости.

«Коллекцию нужно вернуть»

Анатолий ВИЛКОВ, зам. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия:

- Решения подобного уровня принимаются не по личному желанию — сколь бы ни был высок ранг руководителя, а на основании законов. Россвязьохранкультура изучила ситуацию с правовым положением части Бременской коллекции, принадлежавшей советскому капитану Балдину, и установила, что 362 рисунка и 2 картины были вывезены Балдиным с территории Германии в 1945 г. незаконно. Нарушив Указы Верховного командования окупированных территорий Германии, Балдин не сдал, как полагалось, свою находку в комендатуру, а вывез её тайно как личный трофей.

Поэтому данные рисунки не подпадают под действие Закона о перемещённых культурных ценностях, вопрос о них надо решать согласно международным соглашениям о помощи в поиске и возвращении незаконно вывезенных ценностей, которые подписал СССР, а затем и Россия. С нашей точки зрения, ценности могут быть возвращены их законному владельцу. Вопрос этот решает Министерство культуры. Оно должно выработать свои предложения и внести их на обсуждение правительству. Пока, насколько я знаю, правительство подобной проблемой не занималось.

Смотрите также: