Владимир Полупанов: Как превратить человека в скота? Отправить его на каникулы в Мексику?

Свой самый мерзкий фильм Пазолини снял в 1975 году, а реинкарнацию его духа я вижу сегодня на канале MTV, где уже второй сезон подряд идёт рейтинговый проект «Каникулы в Мексике-2», эксплуатирующий, как и фильм этого итальянского режиссёра, самые низменные стороны человеческой натуры. Чем глубже проникаешь в суть проекта, тем ярче в сознании возникает прямая параллель с фильмом Пазолини, в котором так же на вилле, вдали от посторонних глаз, фашисты запирают несколько парней и девушек и издеваются над ними с особым садизмом и извращённой сексуальной фантазией.

   
   

Я совсем не ханжа и не старый пень, ворчащий при виде «безобразий» на экране. Но не могу не возмутиться, глядя на то, как молодой аудитории с ещё не сформировавшимся мировоззрением впаривают, что главная ценность — это бабло (деньги). И на пути к обогащению позволительно всё: предавать и обманывать, имитировать чувства, обкладывать друг друга ненормативным «суржиком», разговаривать не на русском языке, а какими-то междометиями, плевать на дружбу, а также честь и достоинство, возводить собственный эгоизм в культ и заниматься публичным самолюбованием.

Аудитория должна испытывать почти зоологический экстаз от осознания того, насколько может оскотиниться человек в погоне за длинным рублём. Притом что никаких особых усилий прикладывать не нужно — нужно просто существовать, как хомячок в «застеколье».

Я не слежу за героями этого пошлейшего телепродукта постоянно, но нескольких серий мне вполне хватило, чтобы понять: приличных людей там не бывает (или они попросту не задерживаются). Даже те, кто вроде бы декларирует на словах какие-то вечные ценности вроде верности, чести и достоинства, на самом деле тоже оказываются игроками, своими поступками опровергающими ранее сказанное. Ведь на кону ДЕНЬГИ! Как я понял, сумма для участников немаленькая, которая к тому же всё время растёт (стартовая цена — 1 млн рублей). Например, целую неделю участникам предлагалось голодать и сбрасывать лишние килограммы. За это к общей сумме добавилось ещё 300 тыс. рублей.

11 участников проекта, заселённых на шикарную виллу в Мексике на берегу океана (хотя изначально непонятно, чем они заслужили это, ведь зрителю не объясняют, почему отбор прошли именно эти люди: из-за выдающихся внешних данных, ума, правильных понятий, образования и т. д.), живут попарно - мальчик с девочкой. Из игры выбывает тот, кто так и не нашёл себе пару. Одиночки - это неудачники. Ни о какой любви речь не идёт, главная задача - найти партнёра и запрыгнуть с ним в койку, даже если он тебе несимпатичен. Поэтому проект пронизан атмосферой тотальной лжи и имитации чувств. Сегодня смазливый паренёк (симпатичное личико которого - единственное его достоинство) обхаживает одну барышню и говорит ей, что будет верен до гроба, назавтра в виллу-аквариум подселяют другую подопытную особь женского пола, и красавчик уже ухлёстывает за ней, а предыдущей партнёрше говорит про полную психологическую несовместимость. Брошенная рыдает, кидается на неверного партнёра по койко-месту с кулаками, сучит ножками, сильно матерится и называет обидчика «чепушиной рожей» и другими обидными словами («Урод, чтоб ты сдох! Иди на х.., рот свой закрой! Пошёл козе в трещину! Чудила с Нижнего Тагила! Тебя налысо побрить или ЧО? Если бы я была мужиком, я бы тебе набила твою клоунячью рожу!»).

Но через пару дней брошенка остывает и находит утешение в объятиях другого. Девушки кочуют из постели в постель, меняют парней как перчатки, мужские особи отвечают им той же монетой. Порой юноши, что характерно, ведут себя даже хуже девчонок: никак не налюбуются на себя в зеркале, давят прыщи во время беседы друг с другом, мелко грызутся (всё-таки с грызунами они тождественны больше всего), а иногда даже реально дерутся, интригуют, подглядывают в замочную скважину за конкурентами, смакуют детали ночного секса. Все они внешне, в общем-то, приятные ребята, но, когда кто-то из них открывает рот, у зрителя возникает когнитивный диссонанс (в данном случае - дискомфорт, вызванный противоречием между внешней красотой и убожеством мышления).

Ведущая Жанна Фриске (хотя в целях гуманизации проекта я бы сделал ведущей не певицу с невыдающимися вокальными данными и неустроенной личной жизнью, а психолога или даже психиатра, который бы ставил диагнозы и лечил пациентов этой психушки) в каждой серии задаётся одним и тем же сакраментальным вопросом: «На что участники готовы пойти, чтобы остаться в Мексике?». У меня сложилось мнение, что участники готовы на всё, даже на убийство друг друга, если им за это отвалят ещё бабла. Некий дизайнер заявил о том, что готов соблазнять не только девчонок, но и парней.

   
   

Участники шоу ведут праздный образ жизни: пьют и едят за казённый счёт, даже не убирают за собой посуду, не стирают, не гладят себе одежду, не смотрят кино и не читают книг. Они очень стараются делать всё, чтобы им было «прикольно». В итоге им просто нечего обсуждать, кроме того, что происходит на вилле.

Поэтому особенно это чувствуется по старожилам, дольше всех продержавшимся на вилле, — они начинают деградировать. В подтверждение приведу один из типичных диалогов.

Он легонько похлопывает партнёршу по ягодицам.

Она: Перестань так делать.

Он: Почему?

Она: Это не прикольно.

Он: Кому?

Она: Мне.

Он: Зачем тогда такую попу иметь, если нельзя так делать, правильно? А? Для чего она тогда?

Она: Для того, чтобы на ней было мягенько сидеть.

Он: Не только. Мягенько и на жирной сидеть.

Время от времени участники выдают в кадре различные монологи, подтверждающие их медленное превращение в человекоподобных приматов. Некто по имени Вэл: «Закончился ад. Я наконец-то расстался с Аминой. Я наконец-то счастлив. Я не обещал ей любви до гроба. Я не слуга её, я не раб. (При этом в кадре зритель видит, как рассказчик плотоядно облизывает тонкую шпильку-каблук босоножки брошенной девушки, затем ползёт за ней на четвереньках.)

Скрывать не буду — и мне, и Амине нравятся эти садомазодела. Но когда садомазодела становятся повседневностью, и ты просыпаешься и засыпаешь с ними, это уже перебор. Зачем она приходит сюда? Я ей чётко сказал: «Я не твой слуга, не твой любовник. Я твой никто. Почему ты ко мне подходишь, как бы, да? Мы с тобой квиты с точки зрения голосования. Я тебя, ты меня, как бы». Слова и фразочки «как бы», «прикольно», «круто», «ваще пипец», «вымораживает» (раздражает), «чпокаться» (заниматься сексом) — это необходимый минимальный словарный запас, которым участники выражают свои эмоции. Собственно, амплитуда эмоций, переживаемых на проекте, очень точно укладывается в этот скудный лексический набор. Больше слов и не нужно. Если после прочитанного вам не стало противно, смело можете записываться - уже идёт кастинг на третий сезон. Адьёс, амигос!..

 

 
Владимир Полупанов

Журналист еженедельника

«Аргументы и Факты»

 

 

Смотрите также: